Так кто должен обеспечить молодому человеку крышу над головой – он сам или мама с папой?
Фото носит иллюстративный характер
Это долг родителей
Наталья Макарова, заведующая детским садом, сын, трое внуков:
- Считаю, что родители могут помочь своим взрослым детям купить квартиру, если у них есть такая возможность. Позиция «мы заработали, и вы зарабатывайте» кажется мне лукавством. В советское время и даже в 1990-е, когда мы были молодыми, квартиры нам давало государство. Например, я получила жильё от железной дороги, где тогда работала. Кому-то квартира доставалась бесплатно, кто-то должен был оплатить какой-то процент, но свой кров у людей был.
Сейчас приобрести собственную недвижимость – непростая, а порой непосильная задача для молодой семьи. Сколько лет молодые деньги копить будут? И где им всё это время жить? Делить тесную «двушку» с родителями? Так их «лодка» рискует довольно быстро разбиться о быт. Вряд ли в стеснённых условиях молодая семья будет расти, вряд ли в ней будут рождаться дети.
Поддержать ребёнка в любой ситуации – естественное стремление родителя. И сын или дочь всегда это чувствует. Не зря говорят, что лучший банк – это дети: чем больше в них вкладываешь, тем больше получишь в старости. Тем меньше вероятность самому когда-нибудь в ответ на просьбу помочь услышать: ты нам не помогал, вот и справляйся теперь сам.
Мой сын сам смог решить жилищный вопрос. Но если бы ему понадобилась помощь, я была бы готова его поддержать, чем могу. У него у самого трое сыновей, и уже сейчас он задумывается, где они будут жить, когда вырастут. Мне нравится его позиция – она серьёзная и ответственная.
Пусть сами справляются
Людмила Смелова, медсестра, мама троих детей:
- Считаю, что покупать квартиры дети должны себе сами. И это разговор не столько о финансах, а скорее о мотивации. У них должен быть стимул работать, строить карьеру, добиваться успехов. Если же в начале взрослой жизни им всё устроить, они и дальше будут жить с уверенностью, что всё важное за них делает кто-то. Не хочу, чтобы они стали нахлебниками.
Недавно мы купили большую квартиру. Пока дети получают образование, я за то, чтобы они были рядом, хотя и не против студенческих общежитий. Но наступит время, когда им нужно будет съехать. И если сами не захотят, буду их мягко подталкивать к этому.
Я всегда готова поддержать. Но хотелось бы, чтобы они во взрослой жизни просили советы, а не деньги. Да, с первым взносом на квартиру, считаю, надо помочь (если будет такая возможность), а остальное – нет. Опять же, если у них возникнут какие-то объективные трудности (потеря работы или ещё что-то), тот же ипотечный взнос оплатить, конечно, поможем. Но разово.
Вот дочь недавно получила паспорт. Теперь, когда просит денег на развлечения, бывает, говорю: «Паспорт получила? Можешь идти работать – хоть листовки раздавать».
В своё время я в Красноярск приехала из маленького городка. Нас у родителей тоже трое. Поэтому на их финансовую поддержку я рассчитывать особо не могла. Мы с мужем прошли через общаги, потом снимали квартиры, брали ипотеки. Кстати, он считает, что детей нужно обеспечить недвижимостью. Мол, тогда жизнь их будет легче, а сами они будут свободнее. Но я на примерах моих знакомых вижу обратное. К 40 годам устроены лучше в жизни те, кто всего добивался сам. В том числе и крыши над головой. Трудностей такие люди боятся меньше, лучше с ними справляются и более уверены в себе.
Как было раньше
Новую избу всем миром?
Часто можно встретить утверждение: «Было время, когда молодожёнам всем миром новую избу ставили». Это и так, и не так.
Отец молодожёна порой не был заинтересован в том, чтобы его сын завёл отдельное хозяйство, – ведь земля в миру, в сельской общине, распределялась по количеству мужчин в семье. К тому же он обязан был дать сыну если не лошадь или корову, то что-то из сельхозинвентаря. И отец тянул до последнего. Если родитель годами затягивал выдел, сын мог попросить мир на него надавить.
Однако даже в этом случае новый дом ставили усилиями семьи. И только если она была совсем бедной, община давала «помочь». Скажем, лес могли предоставить бесплатно. А вот повалить лес и срубить сруб молодой хозяин должен был сам. Иначе какой он хозяин? А в финале «помочь» устраивали всем миром – за день укладывали сруб, конопатили, ставили матицу, крыли крышу. Хозяин же обязан был выставить угощение.
Другой взгляд
Михаил Толмачёв, руководитель департамента бизнес-аналитики:
- Так сложилось исторически: у нас «ячейка общества» именно семья, а не домохозяйство. И разница тут не в терминах, а во всём укладе жизни, традициях. У нас даже пенсионеры с очень скромными доходами стараются помогать детям. В западных же странах принято обходиться своими силами.
Может ли кредит на жильё стать решением проблемы, как это принято на Западе? Когда молодой человек берёт ипотеку и вынужден сам добывать деньги, чтобы платить по счетам, – это мощный стимул для его профессионального роста. Опосредованно это влияет и на общий экономический рост. Молодёжь, которая уехала строить карьеру в другие города, тоже в целом обычно оказывается более усердной и амбициозной, чем те, кто продолжает жить на своей малой родине, особенно если ещё и остаются в родительских домах. Многое, конечно, зависит и от личных качеств человека, и от других факторов, но такой эффект есть.
Однако вряд ли стоит считать решение «квартирного вопроса» исключительно за свой счёт залогом бурного развития экономики. Речь идёт о дополнительном росте на доли процента. Ради такой прибавки менять психологию людей, навязывать им раннюю эмансипацию молодёжи вряд ли стоит. А вот развитие адресной льготной ипотеки для вчерашних студентов может сыграть свою роль.