Коллекционере из Гомеля более 30 лет восстанавливает советскую технику.
BMW R-35
– Один из моих первых мотоциклов – BMW R-35 1949 года. Купил его лет 25 назад. Тогда один мой товарищ сказал, что у его знакомого есть такой. Мужчина пытался его усовершенствовать, но забросил это дело. И мотоцикл долго пролежал разобранный. Я решил его выкупить и начал собирать. Проблема была в том, что много чего не хватало: рама порезана, бак отсутствует, карбюратора нет. В то время было проще искать запчасти, и многое удалось найти в газете через объявления. Позже увидел, что в Гомеле продается еще один R-35 – с люлькой, но разобранный. Зато нужных запчастей много. Приехал к каким-то ребятам в деревню, они просили $500 (много по тем меркам). Я им $250 предложил, оставил номер телефона и уехал. Через месяц перезвонили, и я забрал мотоцикл. Тогда удалось скомплектовать BMW R-35.
На него и документы были, поэтому решил его оформить в ГАИ. Но произошла смешная ситуация. Приезжаю подавать документы, а у меня спрашивают марку мотоцикла. Я говорю: «BMW». Девушка на меня смотрит, снова спрашивает марку, я ей отвечаю. А она мне: «Ты сейчас этот BMW пойдешь оформлять на улицу». Показываю марку в техпаспорте. В ответ – удивление. В то время их не было, поэтому никто не знал, что это такое. BMW у меня до сих пор стоит и на ходу, это один из моих любимых мотоциклов в коллекции, – рассказал Александр.
«Иж»
– «Иж-49» тоже один из первых мотоциклов. Купил его всего за $30, но пришлось делать все с нуля. Правда, в восстановлении и заключается интерес, если честно. Сам процесс нравится, хотя, конечно, бывает всякое. Например, иногда что-то не получается, опускаются руки, после этого мотоцикл может полгода стоять – и я к нему не подойду. А потом за что-то возьмешься – и как пойдет работа! – делится собеседник.
Jawa Villiers
– Есть Jawa Villiers 1935 года. Мой товарищ лет 10 назад нашел «Иж-49» и сказал, что там видел «Яву». Мы поехали в какой-то дом, где на втором этаже разобранный в куче запчастей лежал «Иж». А рядом на подножке без мотора и без колеса стояла «Ява». Я удивился, потому что такого никогда не видел, а глаза загорелись. Рядом в мешке из-под картошки лежал разобранный мотор. Сразу предложил хозяину $1000. Мужчина неделю думал, после чего я забрал этот экземпляр. «Ява» была комплектная, только без ободка, стекла на фару и опорного диска с колодками с заднего колеса. Ну, и разобранный двигатель в мешке. Такой интересный мотоцикл, прям чудо: без подшипников, на втулочках. В итоге я все перемыл, собрал и завел. Думаю, такая «Ява» чуть ли не единственная в Беларуси, – говорит Александр.
Jawa 250
– У меня две «Явы 250», – продолжает свой рассказ коллекционер. – Первая – Jawa 250-353 1956 года. Изначально рассматривал другой мотоцикл, но мне подсказали, что в одной деревне есть одноцилиндровая «Ява». Помню, приехал, зашел во двор, а под забором стоит она. Ну как стоит… Скорее лежит на земле полусгнившая, без колес, бака, сиденья, двигателя и цилиндра – без ничего. Собственно, мне ее и предложили отдать как донора для другого мотоцикла. В итоге она даже в таком состоянии оказалась лучше, чем тот первый двухколесный, поэтому решил восстанавливать именно эту «Яву». Нашел недостающие детали, скомплектовал и практически доделал. Jawa 250-353 готова на 95%, остались мелочи. Я ее заводил – все работает, разве что не выезжал. Вторая – Jawa 250-559. Купил ее лет 5 назад у знакомого в Речице. Тоже приводил в порядок, реставрировал, и сейчас она полностью готова. И хотя это две «Явы 250», для меня – совершенно разные мотоциклы, было интересно их собирать. Конечно, одну из них можно будет поменять. Себе оставил бы Jawa 250-353, потому что она редкая. А 559-х много.
Jawa 350
– Jawa 350-354 я притащил с металлолома, – признается Александр. – Она там стояла без заднего колеса, «убитая», зато с госномером. В итоге решил ее выкупить. Правда, не занимался ей – ждет своего часа. И тут надо все делать с нуля, а сейчас есть более приоритетные задачи.
ТИЗ АМ-600
– Еще один мой редкий мотоцикл – ТИЗ АМ-600. Нашел его случайно. Помню, приехал в какую-то деревню, а он стоит на огороде, накрыт чем-то, сгнившие колеса наполовину в земле. Хорошо, что двигатель сняли и он в сарае лежал – в сене. Если бы остался на мотоцикле, сгнил бы давно, а так – целенький. Когда покупал, не знал, что это такое. А привез домой, начал смотреть по литературе – и определил английский BSA M21. По крайней мере, по фото был похож. Но оказалось, что это ранний ТИЗ АМ-600, который выпускался Таганрогским инструментальным заводом имени И.В.Сталина с 1935 по 1941 год и был скопирован с BSA M21.
У него комплектующие детали английские. Разве что сам мотоцикл адаптирован к нашим условиям. Причем делался ТИЗ специально для пулеметчиков: на его переднюю вилку устанавливался пулемет Дегтярева. Восстанавливал я его долго, лет 10. Пока понял, что это, пока нашел все детали, а это самое трудное. Кроме того, что много чего не хватало, так еще и не знал, что там должно быть, – делится собеседник. – Пришлось искать глушитель, пробку бензобака, демпфер, щиток приборов, амперметр, датчик давления масла… Долго мучился, но сделал.
М-72
– Про М-72 мне рассказали на авторынке лет 15 назад. Человек подсказал, что есть мужчина, который в свое время купил штук 20 таких и затем отправлял в Германию. Кто-то там ими занимался, но потом все закончилось. У него остался мотоцикл без коляски, разобранный, хотя и более-менее комплектный, с документами. И я его, правда, быстро сделал, потом даже бывшего хозяина отыскал в Мозыре, поехал туда и перерегистрировал М-72 на себя. Есть у мотоцикла интересная история: как-то ко мне приехали из ГАИ и попросили его в качестве модели для скульптуры. Теперь копия моего М-72 стоит в Гомеле на Привокзальной площади. На открытие памятника приглашали, и я пригонял мотоцикл туда, – сообщает Александр.
К-125
– Про него мне рассказал знакомый, выкупивший его, когда цыгане везли мотоцикл на металлолом. К-12 был без колес, бака и еще много без чего, т.е. полукомплектный. Я загорелся и купил вроде за $50. Нашел недостающие запчасти, скомплектовал разобранный – на это ушел год.
Честно скажу, быстро не получится, потому что каждое колесо надо разобрать, каждую спицу почистить, оцинковать, потом отпескоструить все, загрунтовать, покрасить. Это медленный процесс, если, конечно, все делать как положено. Зато сейчас К-125 полностью готов. Садись и езжай! – делится опытом коллекционер.
М1М
– М1М я поменял на «Иж-49», которых раньше у меня было два. Мотоцикл привезли из Минска: некомплектный, в плачевном состоянии, в общем, «не очень». При этом ничего сложного в ремонте не было: разобрать, отпескоструить, покрасить, собрать. Двигатель, правда, не трогал, он рабочий был. Сейчас М1М заводится, прекрасно едет, но давно стоит запыленный и грязный в гараже. Надо будет летом привести в порядок, – признается Александр.
NSU OSL 501
– О NSU давно слышал, но не мог найти. Однажды товарищ, который занимался поиском и продажей мотоциклов, сказал, что купил такой за $1000, правда, разобранный. Все равно захотел его. В итоге поменялись с ним: я ему – мотоцикл BMW (тогда у меня их два было), а он мне – NSU OSL 501. Собирал интуитивно из запчастей, что были. Только глушитель пришлось заказывать. Сам делал кусок заднего щитка. В итоге NSU сейчас рабочий, лишь немного не доделан, потому что изначально планировал его военным, потом решил, что будет гражданским. Надо по новой разобрать, почистить и покрасить, – делится собеседник.
К-58
– «Ковровец» я купил где-то лет 8 назад по рекламе за $250. И его состояние тогда было тоже плачевным, вплоть до колес: пришлось переспицовывать. Разобрал под ноль, отпескоструил, покрасил и начал собирать. При этом каких-то дополнительных запчастей не покупал, восстанавливал своими силами из того, что было. И мотоцикл почти готов, надо только мотор поставить и облицовки. За зиму планирую полностью доделать, – делится планами Александр.
Рижская «Гауя»
– Эти мотовелосипеды выпускались в Риге на заводе «Саркана звайгзне», или «Красная звезда». Таких у меня два. Первый нашел случайно: поехал в Брянск за запчастями на свой ГАЗ-67 и нашел разобранный до винтиков этот «Гауя». Купил его за $250 и стал делать. По мелочам не хватало чего-то, но проблем с восстановлением не было. Разве что щитки нигде не найти. Пришлось делать самому, – рассказывает коллекционер.
«Вятка» ВП-150
– Насчет ее мне позвонили с металлоприемки. Сказали: есть мотороллер, но не знают, что за чудо лежит. Приехал посмотреть, а там все, как всегда, «не очень», еще и колес нет. В итоге забрал его за 150 рублей. Потом разобрал, купил колеса, перешил сиденья, но полностью не сделал, потому что в какой-то момент опустились руки, – честно признается собеседник.
Мопеды
– Помимо мотоциклов, у меня еще есть 4 мопеда: «Рига-3», «Рига-7», «Рига мини» и «Рига-22». Покупал из-за ностальгии. «Ригу-7» мне в юности купил отец. И захотелось приобрести такой во взрослой жизни. Так же и с остальными. Все они ждут своего часа. Мопеды рабочие, с нуля их делать не нужно, просто освежить, покрасить и хром поменять, – рассказывает Александр.
«Восход»
– Мое последнее приобретение – юбилейное: это 20-й мотоцикл по счету, – продолжает собеседник. – Увидел его совсем недавно, этим летом. Продавался по объявлению за $200. Но оказалось, что был на металлоприемке. Поехал туда и забрал его за 250 рублей. К сожалению, мужчина, который сдавал «Восход», получил за мотоцикл всего 65 рублей. Двухколесный на ходу, был в одних руках, 27 тысяч пробега.
Я на нем ездил немного, но «Восход» надо в порядок привести. Сиденье уже перешил – было порвано и обтянуто целлофаном. А так мотоцикл рабочий. Из всей моей коллекции на ходу 14 двухколесных, 8 из них – с документами, а 6 ждут своего часа.