– Мы выполняли 15 грузорейсов в месяц в Евросоюз, а сейчас оказались на грани существования, – рассказывает Александр «Вечернему Бресту» (имя изменено. – Ред.) – Одна наша машина еще добирается назад, чтобы успеть до 16 апреля. Настроения нет никакого, и я пока не знаю, что делать дальше. Честно говоря, не понимаю, почему именно мы, простые предприниматели и наши сотрудники, оказались крайними и страдаем от всего этого. Получается, польские, литовские перевозчики продолжат зарабатывать, у них конкуренты исчезли, а нам думай, что теперь делать с грузовиками, как поступать с водителями. Месяц, два еще можно как-то перебиться, но потом водители начнут уезжать в Европу, им же надо кормить свои семьи. Ждем хотя бы какой-то справедливости – пусть власти запрещают въезд перевозчикам из Евросоюза.
«Проблема брестских грузоперевозчиков в том, что они жили сегодняшним днем. А теперь им все должны»
– Почти половина поездок в нашей компании идет в Евросоюз. Еще до начала боевых действий в Украине было очевидно, что ситуация становится слишком нестабильной и складывать яйца в одну корзину нельзя. Поэтому мы нашли партнеров в Польше, Литве, Казахстане и начали работать по комбинированным схемам, то есть возили грузы в ЕС не только на белорусских номерах, – рассказывает Сергей (имя изменено. – Ред.) – Ожидаем ответных санкций и развития дальнейшей ситуации по китайской модели, когда на нейтральной территории будут создаваться склады с инфраструктурой. Туда будут приезжать и разгружаться машины на одних номерах, а дальше поедут грузовики с регистрацией разрешенных стран. Так что зарабатывать начнут такие склады, а о прямых поездках в Евросоюз из России и Беларуси можно забывать.
Проблема наших брестских грузоперевозчиков в том, что многие из них жили сегодняшним днем. Никто не пробовал ездить в Азию, в Китай. Мол, мне тут на границе с Польшей и так хорошо, ничего сложного делать не надо. А теперь они стоят с протянутой рукой и все им должны. Это примитивный способ ведения дела. Бизнес такого отношения не любит. Что мешало одну машину отправлять в ЕС, а вторую – в Азию?
Кто-то из грузоперевозчиков, которые сейчас стоят на распутье, попытается попробовать азиатский рынок, некоторые переключатся на Россию. Вариант для брестских фирм – получить для бизнеса регистрацию другой страны. Правда, в нынешних реалиях нет понимания, как ввезти белорусский грузовик в ту же Польшу. Помним и об украинском направлении. После завершения «спецоперации» там ожидается поток денег из Европы и США, а значит, бурный рост рынка. Но это явно не вопрос нескольких недель и даже не месяцев.
Вместе с тем, есть белорусские водители, которые продолжают и сейчас ездить в Украину – с территории Польши на номерах стран Евросоюза, а некоторые – и с гражданством европейских государств.