Назвали белорусов, которые смогли выжить в экстремальных условиях.
Вспомнили истории белорусов, выживших в экстремальных условиях. Это было и спасение в авиакатастрофе или под лавиной, и «смертник» на атомной подлодке, и отшельник в Антарктиде.
«Снежный барс» Кульбаченко
Величайший белорусский альпинист Виктор Кульбаченко ушел из жизни в 2007 году, оставив после себя добрую память и потрясающие истории своей невероятной биографии.
Виктор, получивший за покорение всех вершин-семитысячников СССР звание «Снежный Барс», выживал в самых невероятных ситуациях. Например, в 2006-м, штурмуя самую сложную гору мира пакистанскую Чогори, он выжил под лавиной. Кульбаченко рассказывал «Комсомолке»:
- Вдруг вижу, что на нас сверху, как водопад, несется целая лавина снега. Успел лишь крикнуть: «Ложись, зарубайся». Только мы упали и закрепились ледорубами, как нас накрыло и протащило метра два по склону. Лежишь только и чувствуешь, как над тобой растет снежный пласт. Давит, давит, давит... Я думал, что еще не много - и не смогу вылезти. Повезло, что лавина нас задела краем, не всей массой снега. Лавина унесла жизни четырех наших друзей. Нам просто повезло.
Виктор Кульбаченко - покоритель горных вершин. Фото: risk.ru
Кульбаченко был первым белорусом, покорившим Эверест. А в 1994-м он совершил восхождение на опаснейшую гору Канченджанга (7800 м). Тогда он написал в дневнике:
«Главная вершина «неприкосновенной горы», забрав жизни трех восходителей, была покорена 23 октября. Мне удалось это сделать ценой огромных усилий, совершив соло-восхождение из лагеря на 7800. Еще больше повезло, когда я без кислорода спустился ночью к палатке по «диретиссиме», а не по пути подъема. Радость победы была омрачена позже частичной ампутацией трех пальцев на левой руке».
Иван Кулаков - «смертник» с подводной лодки
- Меня в военно-медицинском госпитале в Ленинграде так и называли – смертник, - говорил Иван Кулаков.
Белорус из деревни Петричи Могилевской области служил на первом советский атомоходе - подлодке «К-19». На учение летом 1961 года Иван Кулаков уходил старшиной команды. В его подчинении было 15 человек.
4 июля произошла авария в ядерном реакторе, а еще на борту была ядерная ракета. В случае взрыва, произошла бы ядерная катастрофа, масштабы которой трудно представить.
Первая группа, которая вошла в реактор, чтобы монтировать систему охлаждения, сразу получила смертельные дозы радиации. Через какое-то время смонтированная ими система дала течь. Тогда-то и настал черед идти в реактор Ивану Кулакову и еще двум морякам. После это Иван Кулаков заходил в реактор еще дважды.
Иван Кулаков спас мир от ядерной катастрофы. Фото: k19.ru
Молодой моряк ослеп, у него выпали все волосы, а кожу с его рук и ног сдирали лоскутами: «Ощущение - как будто руки в костре держишь. Вместо крови вытекала розовенькая водичка». От такой же смертельной дозы радиации только что в госпитале умерли два его товарища.
Но Ивана Кулакова спасли военные медики. Хотя тогда, в начале 60-х, никто не знал, как делать пересадку костного мозга. Донорами стали другие моряки, которые лечились тогда в госпитале.
«У товарища подушка примерзала к стенке, а спал в плавках»
А вот вам другой пример выживания. Не было ни лавин, ни опасности под водой. Но представьте, каким надо быть психологически устойчивым человеком, чтобы не сойти с ума практически живя отшельником на острове в Антарктиде.
Белорусский биолог Юрий Гигиняк рассказывал, как в 70-х попал в экстремальную экспедицию на полтора года, да еще на остров в Антарктиде.
- Это была единственная в мире экспедиция, когда в течение полутора лет мы погружались под лед и зимой и летом, в полярную ночь, изучали подводный мир, - рассказывал Юрий.
Единственное развлечение – зимой, в июле, когда лед крепкий, сходить на станцию «Мирный», которая располагалась в паре км. В баньку.
- А в межсезонье, когда вокруг вода, то по два месяца там сидели. Тогда о бане только мечтаешь, обтираешься спиртом, разбавленным водой.
Говорит, с ума они там не сошли, потому что работы было много.
- И у нас была жесткая самодисциплина. Сегодня я ныряю, а товарищ меня страхует, завтра страхую я.
Жили в деревянном домике из бакелитовой фанеры. Внутри соляровые печки стояли.
- Но тепло ведь идет наверх. У моего товарища подушка примерзала к стенке так, что приходилось отдирать. А я наверху спал в плавках. Если он побольше включит горелку, то я вообще плавлюсь. Но договаривались…
А развлекался фотографией.
- Тысячи снимков сделал. Благо ограничений в пленке не было. Отматывали от бобины сколько надо. По кинопроектору фильмы смотрели, экран был на двери. Много книг перечитали.
В экспедиции 1970-1972 годов такие палатки ставили в месте погружения в океан. Фото: личный архив Юрия Гигиняка.
Минчанка выжила в авиакатастрофе
1 февраля 1985 года в лесу недалеко от Минска потерпел катастрофу самолет ТУ-134, выполнявший рейс Минск - Ленинград. При падении он столкнулся с деревьями, разрушился и сгорел. Погибли 58 из 80 пассажиров и членов экипажа. Одна из выживших пассажирок - Ирина Королева (по мужу Эпштейн) живет в Калифорнии (США), пишет aif.ru.
В 1985-м отец подарил свой 19-летней дочери Ирине туристическую путевку в Ленинград. Перед взлетом Ирина пересела к знакомым в хвост самолета, что, возможно, спасло ей жизнь. Выжили те, кто летел на первых и последних местах.
- Мое кресло было выше остальных и сломалось от удара лайнера о землю, - рассказывала Ирина. - Спинка-то и закрыла меня от огня, который добирался до этой части развалившегося Ту-134.
У нее немного обгорели волосы и была сломана рука.
- Хорошо запомнила одного парня: он был пожарным, звали его Валерием. Он летел вместе с женой. Многие, в том числе и я, в первую очередь ему обязаны своим спасением. Почти всех раненых из-под обломков вынес именно он.