С прошлой недели на портале электронных услуг работает электронная база подержанных автомобилей. С её помощью можно узнать информацию о транспортном средстве: находится ли в розыске, пройден ли техосмотр и каковы показания одометра. Мы решили проверить новую услугу в действии, а также попросили представителей автобизнеса поделиться своим мнением о ноу-хау для Беларуси.
Изменённый пробег видит, а работу в такси — нет?
По сути, в одном «досье» объединили показания из нескольких старых баз, включив данные «Белтехосмотра», Белорусского бюро по транспортному страхованию, ГАИ и информацию о розыске. «Предоставление систематизированных сведений об автомобиле», а именно так называется услуга, стоит 3,36 BYN. Для поиска нужных характеристик потребуется VIN-номер кузова.
Испытаем базу на примере одной из самых популярных для Беларуси моделей — Volkswagen Passat. Наше внимание привлёк экземпляр шестого поколения (кузов B6) по верхней для рынка цене — $12 600. «Пассат» оснащён двухлитровым бензиновым двигателем и АКПП, а также — внимание — имеет пробег всего 42 тысячи километров. Ну чем не идеальный вариант для эксперимента?
Регистрируемся в системе НЦЭУ, после чего без труда находим нужную услугу. Оплачиваем по банковской карте или через ЕРИП — «баланс пополнен». Введя VIN-номер нашего VW Passat, ожидаем выдачу сводной информации.
Стоит признать, что в целом сведения предоставляются скудные и пользователя ждёт разочарование. Если продавец или бывшие владельцы ранее не проходили техосмотр и ездили без страховки, то 3,36 рубля будут потрачены на сообщение о том, находится ли автомобиль в угоне. К слову, это можно узнать и бесплатно в базе МВД.
Наш подопытный «Пассатик» оказался не в розыске, однако других подробных сведений о нём получить не удалось. Из четырёх вкладок отчёта две не несли фактической информации.
Самая лакомая часть скрывалась в последней вкладке, где были указаны данные о пройденном техосмотре — в далёком 2016-м — и зафиксированном тогда же пробеге в 217 522 км. О чудо! Видимо, шесть лет одометр работал в обратном направлении.
Сделаем вторую попытку. Правда, на этот раз проверим, действительно ли база предоставляет сведения об использовании автомобиля в службе такси. Для наглядности эксперимента подберём машину, принадлежность которой к таксопарку очевидна. И это Kia Rio 2020 года с ГБО на пропан-бутане за $11 900. Пробег — 160 тысяч километров.
Повторив процедуру оплаты во второй раз, вчитываемся в подготовленный системой отчёт. На этот раз лицевая страничка более полная. Автомобиль в розыске не значится, договор страхования на машину оформлен.
Правда, во вкладке «Диагностические сведения о транспортном средстве», которая очень понравилась при прошлом запросе, в этот раз мы не нашли ничего полезного. Сравнить пробег не представляется возможным. Более того, судя по сведениям из «резюме», авто не работает в такси. Занавес!
В идеале появление подобной базы должно сделать белорусский авторынок прозрачнее, однако, как мы видим, далеко не каждый отчёт содержит полные данные об автомобиле. В итоге небольшая стоимость однократного запроса вырастает до существенной суммы, если запросов потребуется несколько.
«Данные по пробегу при прохождении ТО и работе в такси — большой плюс»
Мы обратились к представителям автобизнеса с вопросом, как они воспринимают запустившуюся базу данных. Вот что нам ответили в Selectcar, компании по подбору авто и мотоциклов.
— Если будут постоянно дорабатывать её и добавлять новую информацию, чтобы база в конечном счёте стала похожа на российские платные сервисы (autoteka.ru, avtocod.ru), то это, несомненно, хорошо. Для покупателей она окажется неплохим инструментом при выборе авто, а сам рынок подержанных автомобилей станет прозрачнее.
— На текущий момент это, по сути, лишь объединение нескольких баз, которые были доступны и ранее, пускай с добавлением новой информации. Данные о транспортном средстве можно найти в техпаспорте, а фото запросить у продавца или посмотреть вживую. То же самое касается и страховки: есть открытая бесплатная база. Если известен регистрационный номер автомобиля, можно проверить информацию онлайн или при личном осмотре. Сведения о розыске — также бесплатная база, и находится она в открытом доступе. Большой плюс нового сервиса — информация по пробегам при прохождении ТО и работе в такси, ведь до этого проверить такие данные по базам возможности не было.
— Чтобы услуга получилась в полной мере полезной, в одном месте должно быть собрано максимум возможной информации, особенно когда база платная. К уже имеющимся сведениям стоит добавить такие, как количество собственников ТС и периоды владения им, география регистрационных действий, проверка на участие в ДТП, страховые выплаты (с полным расчётом ремонтов), проверка на залог и ограничения, дата таможенного оформления, информация от дилера о техобслуживании, а также история объявлений с предыдущих продаж — стоимость, километраж, фото и описание. Чем полнее данные, тем более ценной становится эта база.
«Полезно иметь в базе информацию о ДТП»
Представители салона «Автодом», одного из крупнейших столичных автохаусов, считают, что возникновение такого сервиса способно уменьшить количество случаев мошенничества на вторичном рынке.
— Появление подобной базы в Беларуси упростит поиск нужного автомобиля. Можно будет проследить его историю, динамику пробега и обременений, а это значительно уменьшит случаи мошенничества на автомобильном рынке. Окажется возможно свести к минимуму (либо исключить вообще) случаи приобретения и приёма на комиссионную продажу автомобилей, владельцы которых признаны погибшими, или экземпляров с серьёзными повреждениями у недобросовестных продавцов.
— Данный функционал значительно упростит поиск машины требуемых параметров и состояния, также приведёт к более достоверному ценообразованию на автомобильном рынке. Дополнительно было бы очень информативно и полезно иметь в базе информацию о ДТП с участием рассматриваемого к покупке автомобиля, зарегистрированных Государственной автомобильной инспекцией. Подобно тому как это работает в Российской Федерации, — отмечают в компании.
«Можно равняться на американский Carfax»
Своим мнением о «новинке» поделился также Виталий Скребец, директор «БелАукцион-Групп», одного из немногочисленных аукционов по продаже автомобилей и других транспортных средств в нашей стране.
— На мой взгляд, это странноватая база по своей сути. Мне кажется, она больше нужна представителям ГАИ и государственных учреждений. Конечно, в ней можно проверить машину перед покупкой, но некоторая информация и так доступна бесплатно! Насколько я знаю, если автомобиль находится в угоне, вы его попросту не снимете с учёта. Тем не менее мошенники могут использовать поддельный техпаспорт — в таком случае база будет полезна.
— Чтобы понять, чего не хватает этой услуге, нужно поставить себя на место покупателя. Какие критерии важны? В первую очередь пробег и информация о ДТП. Полезности и нужности этой базе принесли бы данные, которые предоставляет, например, американский сервис Carfax — очень удобная система. По аналогии с ним должна сливаться информация от страховых компаний и станций кузовного ремонта, а также сервисов (о проведённом техническом обслуживании, в том числе дилерском). Некоторые владельцы сохраняют чеки и заказ-наряды, но бумага имеет свойство «исчезать», если у машины ремонтировались двигатель или КПП. Как по мне, от таких данных в Сети была бы максимальная польза для белорусского авторынка.
— Уверен, добавление в базу информации о ДТП и кузовном ремонте послужило бы защитой и для страховых компаний. Всё-таки встречаются случаи мошенничества: приобретается неоднократно битый автомобиль, его страхуют, а после сознательно разбивают, рассчитывая на полное покрытие стоимости машины. Появись такие сведения, автомобильный рынок Беларуси стал бы чище и прозрачнее.
Дополнено
После публикации материала с редакцией связался владелец VW Passat, который волей случая попал в тест нового сервиса. Мужчина убеждён, что данные из отчёта не соответствуют действительности.
— Эти данные неверны, поскольку реальный пробег автомобиля на данный момент составляет менее 42 тысяч километров. Я являюсь собственником указанного автомобиля с 2011 года, приобретен он мной на аукционе в США с актуальным пробегом 12 тысяч миль, — рассказал мужчина. — В этом я уверен, есть подтверждающие документы. Готов к проверкам на независимой СТО.
Мы решили убедиться в этом и вместе с владельцем отправились к официальному дилеру Volkswagen, который проверит электронные блоки автомобиля. О результатах проведённой диагностики мы расскажем в отдельном материале. Если слова хозяина «Пасстата» подтвердятся, то дополнительно направим запрос в НЦЭУ, чтобы узнать, как подобная ситуация могла произойти.