Как пинчанка право на зарплату отсудила

06.09.2021 22:06
Общество

В одном из монологов юморист Лион Измайлов прошелся сатирическим словом по новой моде в русском языке – увлечению иностранными заимствованиями. Часто для форса, реже для производственной необходимости. Тут и «мерчендайзер», и «креативный директор», и даже «менеджер по клинингу». А это, поясняем для славянофилов, всего-навсего уборщик помещения. Но вот какая история непростых производственных отношений началась в Пинске и дошла до областного суда, пишет «Вечерний Брест».

Деньги

Осенью прошлого года некая Катерина, находясь в поисках работы, обнаружила в интернете объявление: имеются вакансии повара, бармена, уборщицы и посудомойки (ночной график работы). От добра добра не ищут, Катерина позвонила, прошла собеседование с представителем общества с ограниченной ответственностью и с 5 ноября приступила к работе в клубе-ресторане в должности кухонного работника и по совместительству уборщицы на 0,75 ставки. На предприятии, так сказать, общественного питания она трудилась без замечаний и взысканий. 28 ноября получила первую зарплату – аж 50 (пятьдесят) рублей. Она же, зарплатка, оказалась и последней. Но рабочие будни продолжались, тем более последовали напряженные праздничные дни. 11 января 2021 года Катерине сказали, что в ее услугах фирма более не нуждается. Выдали трудовую книжку, в которой не было записей ни о приеме на работу, ни, естественно, об увольнении с нее. Но не выдали плату за отработанный период, то есть за декабрь и декаду января.

Катерина не ушла в подсобку плакать, 12 января явилась на прием к председателю Пинского межрайонного комитета государственного контроля, где и пожаловалась на несвоевременную выплату зарплаты и нарушение трудового законодательства. Председатель позвонил директору ресторана, чтобы прояснить ситуацию. Абонент заверил контролера, что урегулирует возникший спор в мирном порядке. Надо сказать, вскоре представитель руководителя встретился с Катериной и предложил уладить вопрос за 350 рублей. Жалобщица не сочла сумму достаточно полновесной. Вот и дошло до суда, в котором истцом выступила Катерина, ответчиком – руководство злачного заведения.

Представить истицу самозванкой ответчикам не удалось. В судебном заседании было установлено, что в Сети объявление о вакансиях было размещено 4 ноября прошлого года. Такое же объявление появилось там в середине января текущего года, когда были прекращены трудовые отношения с Катериной. Кроме того, доводами в пользу позиции истицы послужили следующие обстоятельства: она знает штат сотрудников ООО; она в курсе того, что после работы сотрудников развозят по домам на такси, услугу оплачивает работодатель; Катерина знает, в каком банке обслуживается ООО, и у нее открыт там зарплатный счет; истица находилась в группе работников ресторана в мессенджере «Вайбер» и переписывалась с ними; у Катерины осталась защитная маска с логотипом ресторана, которую ей выдали по месту работы…

Согласно статье 25 Трудового кодекса, фактическое допущение нанимателем работника к выполнению обязанностей является началом действия трудового договора независимо от того, был ли прием на работу надлежащим образом оформлен. Но фактически допущение работника к работе должно быть письменно оформлено не позднее дня, следующего за днем допущения этого самого работника к работе.

Суд первой инстанции частично удовлетворил требования истицы. Правда, это не устроило обе стороны гражданского процесса. Последовали апелляционные жалобы. Их недавно рассмотрела коллегия по гражданским делам областного суда. Юристы сочли, что Катерина не смогла предоставить достаточно достоверных доказательств того, что у нее был допуск к работе в должности кухонного работника, и отклонили ее требования по оплате труда в этой должности и соответствующей записи в трудовой книжке. А вот аналогичные требования о работе в должности уборщицы подлежат удовлетворению. Таким образом, работодатель обязан внести в трудовую книжку Катерины запись, а также оплатить работу истицы за период с 5 ноября 2020 по 11 января 2021 года – 556 рублей 08 копеек.

Отношения работника и нанимателя даже в небогатой и невеликой стране – проблема непростая. Вертикаль толкует о зарплатах в конвертах – это понятно. Но что делать, когда ни зарплат, ни даже конвертов? И это касается не только пираний частного капитала в мутных водах нашего капитализма.