Обучение в школе как в социальном, так и в физическом отношении, является очень ответственным моментом в жизни ребенка. Поэтому с целью сохранения здоровья у школьника при подготовке к новому учебному году предлагаем соблюдать несколько правил.
Важно организовать дома рабочее место ребенка. Правильно организованное рабочее место школьника – важный фактор профилактики нарушений осанки и зрения. Рабочий стол должен «расти» вместе с ребенком. Лучше всего приобрести стол-трансформер с регулируемой высотой и углом наклона. Перед покупкой стола необходимо посадить за него ребенка. Столешница должна находиться примерно на уровне солнечного сплетения. Если попросить будущего ученика поставить на стол локти, а ладошки вытянуть вверх так, словно он поднял руку для ответа, то при идеальной посадке кончик большого пальца должен находиться на одном уровне с глазами. Оптимальная высота стола – на 2-3 см ниже локтя ребенка (в положении стоя).
Для обеспечения удобной, рациональной рабочей позы желательно приобрести регулируемый по высоте стул. Важно предусмотреть подставку под ноги. При правильной посадке стопы должны полностью стоять на полу (подставке), а колени – согнуты под прямым углом. В идеале спинка стула должна регулироваться, чтобы ребенок мог сидеть прямо, не откидываясь назад и не наваливаясь грудью на стол. Расстояние между столешницей и грудной клеткой должно быть примерно 10 см, расстояние от глаз до книги – не менее 30 см.
Рабочее место, чтобы оно было максимально обеспечено естественным светом, лучше расположить возле окна. Рекомендуется также купить настольную лампу. Свет должен падать слева от ученика (для левшей – справа), чтобы от рабочей руки не возникала тень. Не стоит допускать прямого действия источника света на глаза: ребенок должен воспринимать освещение, отраженное от рабочей поверхности.
Чтобы сделать процесс обучения максимально комфортным важным является выбор одежды к школе. Одежда для школьника должна отвечать не только установленному деловому стилю, а быть легкой, мягкой, удобной в покрое, безопасной для здоровья, обеспечивающей состояние теплового комфорта, а также соответствовать возрасту и размерам ребенка. В ней должно быть удобно как в сидячем положении, так и при ходьбе. Предпочтение необходимо отдавать тканям из натуральных материалов (лен, хлопок, шерсть). Из искусственных тканей наиболее комфортной является вискоза. Изделия костюмного ассортимента для учащихся лучше покупать с вложением химических волокон до 55%, в блузки и сорочки – до 30%. В этом случае ребенок будет чувствовать себя комфортнее всего. Одежда из синтетических материалов походит только для непродолжительной носки, например, во время торжественных случаев или праздников. Она обладает низкой воздухопроницаемостью, и способна накапливать продукты обмена, выделяемые с потом, статическое электричество, впитывать жир с поверхности кожи. Поэтому в синтетической одежде жарко в весенне-летний период и холодно в осенне-зимний.
Из моделей предпочтительнее выбирать многокомпонентные костюмы, состоящие из пиджака, жилета, юбки (брюк), блузки (гольфа). Элементы одежды можно подбирать в зависимости от температурных условий. Покрой должен быть достаточно свободный, не ограничивать движения ребенка. Стесняющая движения одежда может привести к травмированию на переменах, когда школьник активно двигается.
Обувь школьника предпочтительна из натуральной кожи. Подошва должна быть гибкой, чтобы не сковывать движения. Высота каблука для детей 6–7 лет должна быть не более 2 см. В закрытой обуви не допускается подкладка из искусственных и (или) синтетических материалов. Важно помнить, что кроссовки – все-таки спортивная обувь, предназначенная именно для занятий физкультурой, а не для повседневной носки.
При покупке ранца (рюкзака, портфеля) обращаем внимание на вес: для ученика начальных классов он должен быть не более 700 г, а для ученика средних и старших классов – не более 1000 г. Важно обратить внимание на наличие ортопедической жесткой спинки. Это способствует равномерному распределению нагрузки и формированию правильной осанки.
Материал для изготовления школьных ранцев должен быть прочным, легким, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием, удобным для очистки. Ремни предпочтительнее из эластичного материала. Желательно, чтобы они имели приспособление, позволяющее изменять длину в соответствии с ростом ребенка и характером одежды. Один из ремней должен иметь разъем, облегчающий надевание и снимание ранца. Кроме того ученические ранцы должны иметь детали и (или) фурнитуру со светоотражающими элементами на передних, боковых поверхностях и верхнем клапане и изготовляться из материалов контрастных цветов. Перед покупкой нужно попросить ребенка примерить ранец. Важно, чтобы он плотно прилегал к спине, его ширина примерно соответствовала ширине плеч, верхний край и плечи были на одном уровне, а нижний край располагался на уровне пояса.
Соблюдение этих простых правил сделает процесс обучения не только комфортным, но и безопасным.