Пришло время готовить автомобиль к зиме — и заодно удивиться новым ценам на плановое техобслуживание. Недавно Белстат заявил, что именно автозапчасти стали тем товаром, который (вместе с автомобилями) больше всего подорожал в Беларуси в нынешнем году — в среднем в 1,5 раза. Office Life сравнил, во сколько автовладельцам обходилось ТО в прошлом октябре и сегодня, а также спросил игроков рынка, что сейчас происходит с ремонтом и обслуживанием машин.
Фото из открытых источников (иллюстративное)
ЛЮДЯМ УЖЕ НЕ ВАЖНЫ БРЕНДЫ — ВАЖНА ЦЕНА
— Все меньше клиентов хотят ставить на свои машины оригинальные или даже европейские запчасти, — рассказывает владелец минской СТО Анна Сафроненко. — Есть определенный дефицит комплектующих: какие-то позиции приходят только под заказ, и сроки могут растянуться на месяцы; каких-то деталей просто нет, и неизвестно, будут ли. Ну и очень высокая цена.
Именно о цене, говорит эксперт, люди спрашивают вначале, производитель их интересует во вторую очередь:
— Как мы и предполагали, более востребованными стали китайские производители: они берут ценой. Раньше мы часто видели скепсис автовладельцев в отношении «Китая» — сейчас мнение стало намного лояльнее. Выбор этих запчастей на рынке большой, качество тоже совершенно разное.
Анна говорит, что большей популярностью стали пользоваться и автозапчасти собственной торговой марки крупного белорусского оптовика. Их производят на 70 заводах за рубежом — в Азии и Европе, — а также в Беларуси. Ассортимент продукции сейчас в состоянии покрыть дефицит комплектующих европейских производителей, а качество «за последние несколько лет стало очень достойным».
Какие-то запчасти импортеры сейчас привозят из Казахстана, говорит Анна Сафроненко, это тоже помогает решить проблему дефицита, возникшую на фоне санкций и усложненных логистических цепочек:
— Масштабного дефицита точно нет. Обслужить и отремонтировать можно любой автомобиль. Вопрос только в цене и сроках.
По словам владелицы СТО, снижения цен на автозапчасти по сравнению с весной 2022 года вслед за стабилизацией курса валют после рывка не произошло.
— Почти все позиции в октябре стоят у поставщиков столько же, сколько в марте, когда евро считали едва ли не по 6,5 рубля. С другой стороны, у них с тех пор очевидно выросли расходы на транспорт, — говорит Анна.
НЕКОТОРЫЕ ПОЗИЦИИ ПОДОРОЖАЛИ НАПОЛОВИНУ, НЕКОТОРЫЕ — В 4,5 РАЗА
Office Life сравнил цены на предзимнее техобслуживание одного и того же автомобиля Toyota Camry 2016 года выпуска на СТО средней ценовой категории в октябре 2021 и 2022 годов. В расчет мы брали абсолютно идентичные товарные позиции запчастей и масла. Спойлер: все подорожало в среднем более чем в два раза.
Цена в 2021 году, руб. |
Цена в 2022 году, руб. |
Рост, % |
|
---|---|---|---|
Фильтр салона |
14 |
35 |
150 |
Фильтр масляный |
12 |
68 |
467 |
Масло моторное |
94 |
147 |
56 |
Колодки тормозные дисковые |
39 |
89 |
128 |
Фильтр воздушный |
19 |
45 |
136 |
Итого |
178 |
384 |
115 |
Стоимость работ на СТО за год выросла на 50%: в октябре 2021-го она равнялась 40 рублям за нормо-час, с начала октября нынешнего года поднялась до 60 рублей.
— Цена на услуги — это, конечно, наша боль, — признает Анна Сафроненко. — Чтобы сейчас работать не в минус, нужно на СТО средней ценовой категории установить тариф не менее 60 рублей за нормо-час. Год мы старались этого не делать, понимая, что это удорожает итоговую стоимость техобслуживания или ремонта автомобилей, — а мы видим, что люди и так стрессуют из-за поднявшихся цен. Но иначе нельзя: можно потерять всех мастеров.
А ЧТО У «ОФИЦИАЛОВ»?
Подорожало обслуживание и у официальных дилеров автомобильных марок. Давайте посмотрим, например, во что обходилось предзимнее ТО гарантийного Volkswagen Polo Liftback 2021 года выпуска год назад и на сколько потянет сегодня.
Общее сравнение выглядит так:
Цена в 2021 году, руб. |
Цена в 2022 году, руб. |
Рост, % |
|
---|---|---|---|
Стоимость запчастей |
343 |
573 |
67 |
Стоимость работы |
165 |
174 |
5 |
Итого |
508 |
737 |
45 |
— Стоимость планового ТО на гарантийный VW Polo выросла за год на 230 рублей — за счет повышения цен на запчасти и комплектующие, — констатируют специалисты импортера VW «Атлант-М». — Стоимость работ почти не увеличилась: нормо-час за прошедший год подорожал с 103 до 109 рублей.
Вот как поднялась стоимость отдельных оригинальных комплектующих и масла на этот VW Polo за прошедший год:
Цена в 2021 году, руб. |
Цена в 2022 году, руб. |
Рост, % |
|
---|---|---|---|
Воздушный фильтр |
25 |
94 |
276 |
Салонный фильтр |
78 |
102 |
30 |
Масляный фильтр |
34 |
65 |
91 |
Масло |
193 |
289 |
49 |
Итого |
330 |
550 |
66 |
А, например, запчасти на автомобиль другого класса — гарантийный VW Tiguan 2.0 того же 2021 года выпуска — за год подорожали почти вдвое.
Цена в 2021, руб. |
Цена в 2022, руб. |
Рост, % |
|
---|---|---|---|
Стоимость запчастей |
486 |
923 |
89 |
Стоимость работы |
170 |
179 |
5 |
Итого |
656 |
1102 |
67 |
Важно: при расчетах мы рассматривали гарантийные автомобили и не учитывали условия акционных и бонусных программ автодилера. Обслуживание негарантийных машин у всех автодилеров обходится дешевле.
ЧТО БУДЕТ ДАЛЬШЕ?
Сейчас сложилась уникальная ситуация, которой на белорусском рынке, наверное, не было, говорят эксперты.
Все больше клиентов стали обращаться на СТО со своими запчастями: их привозят из Польши физлица — для себя или под заказ.
— Это в основном касается дорогих запчастей. Понятно, что за одним тросиком никто не поедет, — говорит Анна Сафроненко. — Объясняется все разницей в цене.
Например, у нас был клиент, который обратился со своим комплектом сцепления с маховиком для Renault Scenic. Новую запчасть он купил в Польше за $310 в эквиваленте, под заказ ему предлагали привезти такую же за $380, в Минске мы не нашли ее дешевле $750. Разница в цене для человека — более 2,5 раза. Конечно, в такой ситуации автовладельца не останавливают ни отсутствие гарантии на детали, ни сложности с поездкой.
К тому же если раньше разница цен на ТО одного и того же автомобиля на СТО средней ценовой категории и на станции автоцентра была очень значительной — у «официалов» намного выше, то теперь ситуация поменялась.
— Во-первых, работа может стоить едва ли не одинаково. Нормо-час у «официала», конечно, дороже — но это и другие условия, и иные регламенты обслуживания. Проще говоря, там есть стандарты скорости: один и тот же узел у автодилера вам могут поменять в три раза быстрее, чем на маленькой СТО. Вот цена почти и сравняется, — объясняют эксперты рынка. — Так, конечно, происходит не на всех станциях, не в отношении любых машин и узлов. Этот момент можно уточнить заранее.
Во-вторых, в непростых сегодняшних условиях некоторые оригинальные запчасти (с завода-изготовителя автомобиля) стали едва ли не дешевле лицензионных (производимых другими компаниями). Большинство производителей не отказалось от поставок запчастей, несмотря на сложности с той же логистикой. А их закупочные цены на оригинальные детали остались на прежнем, довесеннем, уровне — в отличие от цен на лицензионные запчасти, поставщики которых серьезно подняли стоимость на фоне роста спроса и скачков курсов валют.
С другой стороны, дефицит оригинальных запчастей на рынке все же есть — и лицензионные комплектующие, поставляемые на белорусский рынок различными путями, помогают его решить.