В 2015 году фамилия супругов Бахур была на слуху у всей страны. Еще бы, в их ситуацию вмешивалась министр труда и соцзащиты. 37-летней маме Ане Бахур с диагнозом врожденная аномалия рук и ног и ее супругу Анатолию, страдающему ДЦП, намеревались отказать в праве быть родителями лишь по той причине, что они – люди с особенностями. Чиновники просто не знали Анну – настойчивую, пробивную, уверенную в себе и своих силах. И она отстояла право самой растить сына! Корреспондент портала 1prof.by побывала в гостях у Бахуров, чтобы узнать, как у них обстоят дела сегодня.
Смысл жизни по имени Костик
Едва переступив порог квартиры, слышу от Ани: «Срочно нас фотографируйте, потому что главный герой через пять минут должен отбыть в музыкальную школу, где учится играть на барабане». Спешно достаю фотоаппарат, на ходу осматриваю квартиру в поиске места для съемки. 7-летний Костик важно уселся на диван, взял барабанные палочки и имитирует игру на любимом музыкальном инструменте. Аня поправляет прическу для фото, папа Толя спешит присесть рядом.
Несколько кадров сделаны, и Аня, схватив в охапку рюкзак и сына, мчится на улицу, где их ждет «электромобиль» – трехколесная электроколяска, с помощью которой Ане передвигаться и удобнее, и быстрее. У главы семейства есть своя, более «крутая» и современная. К слову, средства передвижения Бахуры приобрели сами, скопив на них деньги из небольших пенсий по инвалидности.
Не прошло и пяти минут, как Аня примчалась обратно и заявила, что два часа, которые сын будет заниматься в «музыкалке», у нас есть для беседы.
– Спрашивайте, что интересует, – Аня явно счастлива, что выдают горящие глаза. – Как живем, сами видите. С тех пор, как 7 лет назад были у нас, в квартире ничего не изменилось, зато жизнь наполнилась смыслом. И этот смысл имеет конкретное имя – Костя, наш желанный сынок. Не только он, а мы все вместе учимся в первом классе, занимаемся музыкой, спортом – ходим на каратэ. Есть еще интеллектуальный спорт – шахматы. Правда, тут мы пас – ни я, ни Толик эту игру не осилили, а Костя уже дока.
Аня подхватилась и достала из стола папку с грамотами сына, которых уже 10 штук, большинство из них – за шахматные турниры. Диплом, датированный весной 2022 года, свидетельствует, что Костя Бахур являлся самым юным участником первенства Ивацевичского района по шахматам. Вот дипломы за призовые – от первого до третьего места в различных соревнованиях по шахматам.
– Молодец наш сынуля, правда? – мама не скрывает гордости за своего мальчика. – В свои 7 лет он очень самостоятельный, многое может сам. К примеру, интернет освоил сам, хотя я не очень этого хотела. И сейчас строго контролирую время и места его пребывания во всемирной сети. Не хочу, чтобы нахватался ненужного. По этой же причине записали его в несколько секций. Благо, ему везде нравится, все получается. На каратэ открылся его талант к изучению языков, очень быстро схватывает команды, которые звучат на китайском. Даже выразил желание учить этот язык, но в нашем небольшом городе нет курсов китайского, так что пусть учит английский.
Аня с Анатолием рады, что сын у них здоровый и активный, ведь 7 лет назад многие сомневались, что они – инвалиды, справятся с воспитанием мальчика. Сомневались до такой степени, что намеревались ребенка отнять и отдать на воспитание в Дом малютки или назначить опекуна.
«Война» за сына
2014-2015 годы принесли Ане Бахур как массу позитива, так и переживаний. Каким счастьем было узнать, что беременна! Она и подумать не могла, что сможет стать мамой, но в конце 2014 года вдруг обнаружила, что в ней зародилась новая жизнь. Обрадовался и Толя, правда, тут же и обеспокоился. Понимая положение свое и Ани, был уверен, что просто не будет. И не ошибся. Медики не раз предлагали прервать беременность. Аня и слышать об этом не хотела, ее радости не было предела, а Толя все это время жил, как на вулкане. И гром все же грянул.
Месяц после рождения Кости Аня с ребенком провели в Ивацевичской центральной районной больнице. Все это время решался вопрос, что делать с неформатной семьей. 5 августа 2015 года врачебно-консультационная комиссия выдала заключение о том, что Бахуры не в состоянии выполнять родительские обязанности. Формальные основания на то имелись.
Анна, которая сама провела детство и юность в казенных домах, не сдавалась. Она рьяно убеждала всех, что давно научилась жить самостоятельно: сама и себя обслуживает, и мужу помогает в бытовых вопросах. Без посторонней помощи готовит, обрабатывает грядки в огороде, закатывает овощи, стирает, убирает. Более того, пишет картины, работает на компьютере, занимается керамикой. Не зря же она лауреат международной премии «Филантроп», которую вручают в России за выдающиеся достижения людей с инвалидностью в области культуры и искусства.
– Как могли посчитать, что я не справлюсь с воспитанием собственного ребенка? – Бахур и сегодня недоумевает, почему тогда сложилась такая скользкая ситуация, и почему так долго не хотели ее услышать и понять.
Чаша весов склонилась в сторону мамы только 19 августа, когда к Ане приехала Марианна Щеткина, бывшая в то время министром труда и соцзащиты. Она стала на сторону матери и пообещала сделать все, чтобы ребенок остался в семье. Два дня спустя женщину посетили столичные специалисты и заключение ВКК было отменено – ребенка оставили с родителями.
1 сентября Анна и Костик вместе вернулись домой. В помощь маме выделили двух нянь, которые посещали семью утром и вечером. Аня была премного благодарна работницам территориального центра социального обслуживания населения Ивацевичского района, и сейчас вспоминает их с душевным трепетом, но с уверенностью заявляла, что справилась бы и сама. Ей не впервой преодолевать жизненные трудности. Ее родная мать была алкоголичкой и отказалась от нее. Аня хорошо знает, каково это – не иметь рядом ни одной родной души.
– Мамой я называла работницу Городищенского дома-интерната Барановичского района Софью Бертош, которая любила меня, как дочь, – рассказывает Анна Бахур. – Мы и сейчас поддерживаем теплые отношения. Скоро Софье Александровне исполнится 80 лет, дай бог ей здоровья еще на долгие годы. Благодаря ей и мне захотелось иметь семью, в которой все будут любить друг друга. У нас так и есть. Ради этого я и боролась за сына. Он – смысл нашей жизни, наша надежда и отрада. Мы с мужем уже не представляем себя без него.