3 ноября – день работников гражданской авиации.
Фото: архив
Днем рождения гражданской авиации в Республике Беларусь считается 7 ноября 1933 года, когда был торжественно открыт аэропорт «Минск» и осуществлен первый рейс по маршруту Минск — Москва. Наш любимый Брест тоже имеет отношение к этому празднику. Сперва – небольшой экскурс в историю, пишет «Вечерний Брест».
На стене в кабинетеначальника Брестского филиала государственного предприятия «Белаэронавигация» Александр Докучица под стеклянной рамкой висит пожелтевший от времени документ, случайно обнаруженный в московских архивах несколько лет назад. Под грифом «совершенно секретно» 4 сентября 1945 года секретарь Брестского областного комитета КП(б)Б Михаил Николаевич Тупицын и заместитель по политической части начальник ГУГВФ генерал-лейтенант авиации Илья Сергеевич Семёнов на имя Секретаря ЦК ВКП(б) отправили прошение, с которого и началась история Брестского аэропорта.
Они докладывали, что «для организации аэродрома Гражданского Воздушного Флота в городе Бресте может быть использован существующий аэродром, расположенный на окраине города. Других аэродромов вблизи города не имеется. Аэродром имеет пригодную для полётов площадь 1100 х 300 метров и не закреплён за каким-либо ведомством». Поэтому Семёнов и Тупицын просили «1. Закрепить аэродром в городе Брест за Гражданским Воздушным Флотом. 2. Дать распоряжение Командованию ВВС КА о немедленном выводе 2-го транспортного полка 1-й воздушной армии и о передаче аэропорту Гражданского Воздушного Флота всех занимаемых им строений».
Наличие подготовленных кадров и авиационной техники позволило сформировать в 1945 году Брестское авиаподразделение спецприменения и местных воздушных линий, которое возглавил В.В. Васильев. В Бресте был сформирован 253-й авиационный отряд специального применения в народном хозяйстве. Авиационные звенья этого отряда базировались в Бресте, Пинске, Гродно и Барановичах. В то послевоенное время самолеты ПО-2 и пришедший им на смену АН-2 стали надежными помощниками тружеников села, других работников народного хозяйства. Местные воздушные линии из Бреста в Пинск, Лунинец, Давид-Городок, Барановичи, Дрогичин привлекали все больше внимания местного населения.
С развитием летного парка и объемов работ (обработка сельхозугодий и пассажирские перевозки) в 1963 году было создано отдельное Брестское объединенное авиапредприятие, в которое вошли летные и наземные службы, здесь стали садиться самолеты ИЛ-14, АН-24. Спрос на авиаперевозки возрастал. Именно это заставило руководство гражданской авиации БССР начать строительство нового аэропорта.
В начале 70-х годов было принято решение о строительстве нового аэропорта на юго-востоке от Бреста. Предполагалось, что он будет одним из лучших в СССР. Руководителем предприятия в те годы был заслуженный пилот А.И. Каленик. Именно под руководством Александра Ивановича аэропорт «Брест» приобрел современный вид – от грунтовой ВПП к искусственной, от поршневых самолетов к реактивным.
Первый реактивный пассажирский самолет ТУ-124 приземлился в новом аэропорту 10 июня 1976 года. Старый аэропорт мог принимать только турбовинтовые машины, и его дни были сочтены. О былом напоминают лишь старые фотографии да название одной из улиц Бреста — Аэродромная. Были открыты новые авиалинии в Москву, Одессу, Харьков, в 1979 году на смену ТУ-124 пришли более вместительные ТУ-134, открыты полеты в аэропорты Симферополя, Запорожья, Минеральных Вод, Ростова.
15 октября 1986 года распахнул двери современный аэровокзал. В 1987 году произведена реконструкция взлетно-посадочной полосы аэропорта, что позволило принимать ТУ-154. Уже к концу 80-х брестский аэропорт отправлял до 100 тыс. пассажиров в год, и количество рейсов увеличивалось.
Начало 90-х ознаменовано новой вехой в истории брестского аэропорта – начались международные полеты. 21 декабря 1990 года грузовик ИЛ-76 выполнил многочасовой перелет по маршруту Бангкок – Брест, а 19 мая 1993 года аэропорту «Брест» был присвоен статус международного, он начал работать в круглосуточном режиме. Брестские летчики из 310-го летного отряда АН-2 выполняли полеты в народном хозяйстве во всех регионах былой станы, даже в Казахстане и других странах Средней Азии.
В 2002 году было принято решение присоединить аэропорт «Брест» к УП «Белаэронавигация». Благодаря усилиям руководства предприятия значительно обновлено оборудование, отремонтированы здания. К примеру, в 2018 году реконструировали взлетно-посадочную полосу, рулежную дорожку, перрон.
Аэропорт сегодня
Аэропорт «Брест» первой категории занимает почти 170 гектаров площади, на которых размещены порядка 100 зданий и сооружений. Особая гордость – взлётно-посадочная полоса длиной 2620 м и шириной 42 м, которая позволяет принимать тяжёлые авиалайнеры взлётным весом до 192 тонн и размахом крыльев до 51,9 м, а также вертолёты всех типов. Здесь ежедневно готовы принять большинство воздушных судов III-IV классов (Ан, Ил, Ту, Як, Airbus, Boeing). На перроне может быть размещено до 10 воздушных судов.
В аэропорту есть таможенный склад временного хранения. Аэропортовый комплекс пропускной способностью 400 пассажиров в час включает в себя камеры хранения, медпункт, комнату «матери и ребёнка», кафе, гостиницу «Мечта» на 49 мест с автостоянкой.
– «Изюминка» брестского аэропорта – гостиница, единственная в своем роде в Беларуси, – отмечает Александр Докучиц. – Она пользуется спросом: спортсмены приезжают, группы специалистов на обучение. Аэровокзал не имеет аналогов ни в одном областном аэропорту Беларуси.
Курс – на Москву!
В течение последних лет выполняются регулярные полеты в Калининград, сначала на АН-24 авиакомпании «Гомельавиа», позже на более комфортабельных и быстрых CRJ НАК «Белавиа». Сегодня в уютных креслах BOEING 737 можно улететь на отдых в Анталию и Бургас, в прошлые годы – в Хургаду. Такие перелеты пользуются спросом не только у жителей Брестской области, но и других регионов Беларуси. Самым рекордным был 2019 год – почти 50 тысяч пассажиров из брестского аэропорта летали отдыхать в Болгарию, Анталию, Турцию, Тунис, Египет.
В апреле 2024 года возобновились рейсы на Москву. Это направление оказалось востребованным – уже совершено 77 рейсов, услугами воспользовались 11 тысяч пассажиров. Кстати, количество еженедельных рейсов увеличилось: самолеты летают в аэропорт «Шереметьево» и обратно по понедельникам, средам, субботам и воскресеньям.
С 13 мая возобновлены чартеры в Анталию – услугами брестского аэропорта воспользовались почти 6 тысяч желающих понежиться на курортах Турции. Следует отметить, что в дни прилета самолетов в аэропорт начал заходить автобус под номером 77, связавший областной центр и город-спутник Жабинку.
Быстро и безопасно
Аэропорт – это сложный комплекс. Есть аэродром. Он включает в себя перрон, летное поле, места стоянки и заправки, склады и комплекс управления воздушным движением. Это то, что остается вне поля зрения обычного пассажира.
То, что видит пассажир, — это, в основном, аэровокзал, то есть пассажирские терминалы. Здесь и представительства авиакомпаний, и служба безопасности, и служба организации воздушных перевозок, багажная служба, службы таможенного, иммиграционного и пограничного контроля и, конечно же, инфраструктура для досуга.
В авиации важна каждая деталь на любом этапе. Но самое важное – безопасность. На полосе, в аэропорту установлен 6-й уровень пожарной защиты. Самолет – это транспорт повышенной опасности, а аэропорт – место большого скопления людей. И там, и там риски высоки.
Прежде чем огромная железная птица выпустит шасси и плавно коснётся земли с аплодирующими пассажирами на борту, целый состав сотрудников аэропорта несет службу на боевом посту. Взлётно-посадочная полоса должна быть идеально вычищена, (для уборки снега и наледи имеется специальная техника для противообледенительной обработки воздушных судов), диспетчер дает распоряжения лётчику из диспетчерской вышки, а на земле самолет встречает регулировщик – специальными знаками сопровождает и руководит, на какую стоянку «припарковать» воздушное судно. Потом ловко устанавливает колодки под шасси, подгоняется трап.
Пока пассажиры направляются в аэровокзал, начинается обслуживание самолета: выгрузка багажа, очистка салона и туалетной системы. Как правило, в течение часа самолёт должен отправиться в обратный путь, поэтому нужно оперативно подготовить салон, загрузить багаж и бортпитание, заправить топливом. Бывали случаи, когда багаж следующим рейсом летел вдогонку за забывчивым хозяином. А вот собираться в полёт после «заправки» горячительными напитками пассажирам не рекомендуется – вполне можно отправиться с нарядом милиции в отделение, такие случаи были.
Петарды и соколы – против птиц
Головная боль любого аэропорта – птицы. При взлете воздушного судна они могут попасть в лопасти. В Брестском аэропорту имеется орнитологическое обеспечение полётов, применяются механические и звуковые распугиватели стай, и даже… петарды. Бороться с нежелательными гостями людям помогают также соколы! Они облюбовали крышу аэровокзала и совсем не боятся самолетов.
Мотор! Снято!
Брестский аэропорт «засветился» в фильмах «Спасибо, что живой» о Владимире Высоцком, «Пальма» и «ГДР». Съемки проходили в «окнах», когда не было полетов.
Работники аэропорта до сих пор с теплотой вспоминают послушную собаку по кличке Пальма, которая выполняла команды кинолога с полувзгляда, каждый хотел пожать лапу хвостатой актрисе и угостить вкусняшкой. Свежи в памяти и съемки «ГДР», когда аэропорт без машины времени «окунулся» в 80-е. Прославленные актеры и те, кто только начинают свой путь, получали поддержку от всех работников аэропорта. Думается, что аэропорт еще не раз станет съемочной площадкой – режиссеры зачастили сюда. Какой фильм будет следующий – пока секрет.
Мечта руководителя
Коллектив Брестского аэропорта насчитывает 105 человек. Все они – профессионалы с большой буквы. Поставленную задачу – обеспечить безопасность полёта – выполняют все без исключения. Скажем, без знания английского языка четвертого уровня попасть в диспетчерскую или другие подразделения даже не мечтай! Да и состояние здоровья должно быть почти как у космонавтов.
Вот уже четвертый год руководит коллективом Александр Докучиц. Признаётся: «У меня авиационного образования нет, и не возникало желания быть пилотом». Проводя много часов в небе, больше думал о делах на земле, обращал внимание, как устроены другие аэропорты. «В национальном аэропорту, смотрю, два человека ленточный транспортер используют. Так у них очень красиво получается, быстро, классно. А у нас алогичная новенькая техника для погрузки багажа простаивала. Вернулся в Брест, и в следующий московский рейс опробовали – и она в работе до сих пор».
Самое сложное было – удержать, сохранить коллектив, когда приходилось выживать в непростые времена и даже переходить на четырехдневную рабочую неделю. Сейчас о текучести говорить не приходится, стало проще. Облисполкомы компенсируют часть затрат областных аэропортов. «Чувствуем поддержку в начинаниях, особенно когда организовывался первый рейс на Москву».
Знаете, какая мечта у директора Брестского аэропорта? Чтобы ЕЖЕДНЕВНО прилетали и вылетали воздушные судна. «Нет лучшего места, чем вылететь из Бреста!»