«Кто хочет, найдет альтернативу». Как ситуация с запчастями повлияла на прохождение техосмотра

19.03.2022 17:09
Транспорт

Пришла весна – пора, когда на станциях техосмотра традиционно царит оживление. Но в этом году как раз в преддверии теплого периода цены на запчасти по понятным причинам взлетели. Многие предсказывают, что белорусы практически перестанут ремонтировать свои машины – будут делать только минимум, чтобы транспорт ездил. Есть вероятность, что это может в короткой или длительной перспективе сказаться и на желании проходить техосмотр. Так ли это и отражается ли повышение цен на очереди на техосмотр уже сейчас – в материале Автобизнеса.

Фото

Январь – февраль: "пугалка" не сработала

Про очереди на техосмотр мы писали чуть больше месяца назад. Тогда ГАИ сообщала, что вот-вот появятся штрафы за непройденный ТО по камерам и от ответственности не уйдет никто: анализироваться будут все автомобили независимо от того, превысил водитель скорость или нет. Судя по всему, автомобилисты восприняли эту информацию равнодушно – 18% из тех, кто принял участие в голосовании, выбрали вариант, что не хотят снова стоять в очередях из-за очередной "пугалки" и торопиться с прохождением ТО не будут.

По словам сотрудников станций, в январе резкого всплеска числа желающих пройти техосмотр не было, но этого никто и не ждал, так как большинство приезжает на станции весной. Все равно в отличие от позапрошлого года, когда еще действовала пошлина, работа была, так как физлица все же приезжали, и наш опрос показал, что 45% наших подписчиков техосмотр уже прошли.

Фото

По данным УП "Белтехосмотр" за февраль, станции в Беларуси выдали 123.979 разрешений, что на 26,1% меньше показателя этого же месяца прошлого года, но на 29,6% больше, чем в январе 2022-го.

Какая обстановка сейчас

По данным zapros.by, спрос на услуги техосмотра есть – записаться на некоторые станции по принципу "сегодня на сегодня" невозможно, но кое-где свободных окошек хватает даже на текущий день. 15 марта мы обзвонили несколько мест в Минске и узнали, есть ли очереди.

"В марте клиентов стало больше, и в целом по количеству людей все выходит так, как мы и ожидали, – рассказали нам на станции на ул. П.Бровки, 30. – Людей меньше, но надо понимать, что в прошлом году многие получили техосмотр на два года. На вторник у нас записано 14 машин, кто-то может записаться в течение дня, кто-то приезжает по живой очереди. Очередей нет – сейчас был перерыв, 4-5 машин, может, и собралось, а так в течение дня спокойно – одна-две машины максимум. Многие откладывают прохождение техосмотра на выходные. С одной стороны, это удобно для автомобилиста, а с другой – часть сервисов, которые расположены у нас на территории, по выходным не работает, и чтобы банально поменять лампочку, владельцу авто придется куда-то ехать, искать, где это можно сделать".

Сотрудники станции говорят, что на техосмотр приезжают разные автомобили: и практически новые, и 20-летние, и те, владельцы которых не ездили на них всю зиму.

"Состояние тоже разное. Есть и старые машины в хорошем состоянии, а если за машиной не следили, состояние может быть очень плачевное. 1 марта было машин 8, владельцы которых приехали к нам на летних шинах. Однако в законодательстве четко указано, что по 1 марта автомобилисты должны еще ездить на "зиме", то есть 1 марта в этот промежуток включается. Техосмотр в этот день они не прошли, но с этими шинами могут пройти его 2-го числа. Возможно, кто-то из них не ездил на авто всю зиму, а кто-то поспешил "переобуться" с наступлением весны".

Фото

На станции на ул. Карвата, 88, весеннего оживления пока не заметили. Очередей здесь нет, люди приезжают по живой очереди.

Нет ажиотажа и на станции на ул. Железнодорожной, 23, но весной, как следует из наблюдений персонала, людей стало чуть больше. "Во вторник пять человек в очереди постоянно стояло, – рассказала сотрудница. – День в день я не записываю, могу записать на последующие".

На станции, расположенной на территории Тракторного завода, также отмечают небольшое увеличение количества машин последние недели. "Людей с наступлением весны чуть больше, чем в прошлом месяце, но далеко не то, что было в прошлом году", – сказали сотрудники.

На станции диагностики на ул. Социалистической, 26, работники также отмечают оживление: "Весной людей стало больше, много приезжает физических лиц. Сейчас у нас в очереди около 7 машин, и такая ситуация последнее время постоянно – несколько машин есть всегда. У нас шиномонтаж рядом, люди "переобуваются" и едут на техосмотр".

Курс, цены на запчасти и техосмотр – есть ли связь?

Фото

Повлияли ли скачки курса доллара и цен на запчасти на спрос на техосмотр? Мнения сотрудников техосмотра на этот счет разделились.

"Говорить о каком-то влиянии цен на желание пройти техосмотр пока рано. Стоимость запчастей, конечно, очень выросла. Даже для своих машин цены на запчасти смотрим, и стоимость банального ТО "масла-фильтры" пугает. Отчасти, думаю, это стало препятствием для некоторых для прохождения техосмотра, ведь машину сначала нужно подготовить. Живой пример – 24 или 25 февраля человек покупал пару тормозных дисков за 310 рублей, а 3 марта один диск стоил уже 365 рублей, то есть пара обошлась бы ему в 730 рублей. Думаю, найдутся те, кто будет ждать снижения цен, готовить авто и потом ехать на техосмотр. И вроде бы цены уже начинают немного приземляться”, – отметил руководитель станции на ул. П.Бровки.

Фото

"Ситуация очень сильно повлияла, потому что, чтобы пройти техосмотр, нужно привести машину в порядок, а цены на запчасти очень выросли. Рядом со станцией техосмотра находится наша СТО, и количество клиентов значительно снизилось и там. И я понимаю почему: называю цену за ремонт, и мне самому перед людьми неловко становится. Что касается объемов ремонта, каждый сейчас рассчитывает на свой бюджет: кто-то делает только необходимое, кто-то отказывается, кто-то ищет, где сделать подешевле. Появились вопросы и по наличию – сейчас иногда возникают проблемы с элементарными вещами. Пока что мы наблюдаем резкое ухудшение ситуации, но будем работать и надеяться, что все стабилизируется", – отметили на станции на ул. Карвата.

Еще на двух станциях считают, что ситуация с запчастями не могла в корне повлиять на желание людей проходить техосмотр. По мнению сотрудников, кто хочет ездить безопасно, всегда найдет альтернативу по карману, подготовит машину и получит разрешение: "Если людям надо пройти техосмотр, берут и проходят, а кто привык ездить без него, всегда найдут оправдание".

Результаты распределились следующим образом: 45% принявших участие в опросе давно прошли процедуру, 17% ответили, что не делали этого и не собираются, 16% решили подождать месяц-другой до стабилизации ситуации, 14% планирует отправиться на ТО в ближайшее время, а для 8% наших подписчиков вопрос с техосмотром потерял актуальность, так как они решили продать авто.

Фото

Помимо этого, на одной из столичных парковок мы поинтересовались у автомобилистов, прошли ли они техосмотр в этом году и планируют ли делать это в ближайшее время.

"Я техосмотр и не проходил, – ответил нам владелец BMW. – Машина у меня свежая, в полном порядке, только что приехала из Европы. Дорожный налог оплачиваю, а тратить время на техосмотр не хочу. Ситуация с ценами на запчасти повлияла на обслуживание импортных машин. Недавно заменил масло и фильтры в двигателе, скоро надо обслуживать коробку передач – пока деньги и материалы есть, надо делать. Я сам занимаюсь продажей автозапчастей. Глобального дефицита сейчас нет, большинство санкций же на нас не распространяется, но рост цен значительный".

Еще один автовладелец техосмотр не проходил уже несколько лет. Его Mazda около 15 лет, авто требуется ремонт, который он никак не может завершить: "В прошлом году собирался машину покрасить и пройти техосмотр, но начались проблемы с двигателем, которые необходимо было срочно решить, чтобы ездить. Покраску пришлось отложить. Теперь стоимость запчастей выросла. Пока однозначно буду ждать стабилизации ситуации, а потом займусь ремонтом. И хотелось бы пройти техосмотр".

У двоих автомобилистов техосмотр оказался действующим: один прошел его в 2021-м сразу на 24 месяца, другой собирается проходить в этом году, но о подготовке машины пока не задумывался, так как разрешение еще действует.

Пятый опрошенный нами недавно купил авто и собирался пройти на нем техосмотр в этом году. Но в автомобиле случилась дорогостоящая поломка, так что с ТО придется подождать. "Эта запчасть и в обычное время стоит недешево, а сейчас цена на нее вообще космическая", – говорит автомобилист.

Один из собеседников давно не проходит техосмотр из-за состояния авто – даже при взгляде на него становится понятно, что готовить придется основательно, так как на порогах видны очаги сквозной коррозии.

Фото

Еще четверо владельцев "свежих" машин, с которыми мы пообщались, техосмотр проходят регулярно: кто-то сделал это в текущем году, кто-то в прошлом, получив разрешение на 2 года. В результате вышло, что из 10 опрошенных автомобилистов техосмотр прошло шестеро. Двое автовладельцев техосмотр не проходят из-за отсутствия желания и очень плохого состояния своих ТС, еще двое планируют съездить за разрешением после серьезного ремонта транспорта, который пока пришлось отложить отчасти из-за отсутствия средств, отчасти из-за повышения стоимости запчастей.

Вердикт

Фото

По словам сотрудников станций диагностики, весеннее оживление на большинстве из них заметно, кое-где на протяжении всего дня даже можно наблюдать очереди из нескольких машин, чего не было зимой. Но ажиотажа нет, как в прошлом году, и отчасти сотрудники связывают это с тем, что тогда приезжало много владельцев машин младше 10 лет, которые получили допуск на 2 года, отчасти – с отсутствием паники: год назад ажиотаж возникал после сообщений о грядущих штрафах по камерам и длился несколько недель, в этом же году поток желающих пройти техосмотр распределяется более плавно.

Некоторые сотрудники станций одной из причин назвали ситуацию с запчастями – гипотетически есть автомобилисты, которые планировали весной заняться ремонтом автомобиля и ехать на техосмотр, но пока вынуждены ждать снижения цен на запчасти. Кого-то, исходя из нашего опроса автовладельцев, ситуация, наоборот, подстегивает быстрее заняться ремонтом своей машины из-за опасений, что некоторые комплектующие могут стать дефицитом. В любом случае окончательные выводы можно будет сделать уже после того, как цены на запчасти стабилизируются.

Фото: автора и из архива редакции