После того, как по российскому и белорусскому автопрому ударили санкции и начались проблемы с логистикой поставок запчастей и комплектующих, предложения по машинам практически иссякли. Но сейчас, кажется, автомобильный рынок получает второе дыхание.
По итогам мая нынешнего года продажи новых легковушек выросли на 255% (!), если сравнивать с тем же месяцем 2022-го. Продано 1650 свеженьких экземпляров, большая часть – автомобили Geely.
Неплохо идут дела и на вторичном рынке, уверяют представители салонов и автохаусов.
Sputnik узнал, какие марки у дилеров и продавцов "бэушки" сейчас пользуются наибольшим спросом и что ждет отечественный авторынок в ближайшей перспективе.
Параллельным курсом
Надо сказать, что авторынок Беларуси полгода назад и сейчас – это два разных явления. Дефицита новых машин в дилерских центрах, который так остро ощущался с марта по декабрь 2022-го, уже нет. Прямые поставки налажены из Китая и Казахстана, где производятся многие известные бренды, также осуществляется перевозка по параллельному импорту.
Именно по такому пути не так давно возобновились поставки популярных у белорусов японских седанов и кроссоверов Mazda. Первые 12 рестайлинговых внедорожников СХ-5 были раскуплены еще до прибытия в республику.
Импортер – автомобильный холдинг "Атлант-М" – поясняет, что в ближайшее время модельный ряд будет увеличен за счет возобновления поставок Mazda 3 и Mazda 6, а также кроссоверов CX-30, CX-9 и CX-60, стоимость которых заметно увеличилась с учетом изменения логистики. К примеру, новый СХ-5 в минимальной комплектации обойдется в 131 100 белорусских рублей ($44,8 тысячи по курсу Нацбанка Беларуси на 8 июня 2023 года).
Отложенный спрос
Представительство иномарок в столичных автосалонах за последние месяцы увеличилось и насчитывает сейчас порядка десяти брендов. До досанкционного многообразия, конечно, еще далеко, но маленькое начало большого пути – положено.
Среди марок и моделей можно найти Kia (Carnival, Sorento, Sportage, Soul, K5, Cerato, Seltos), Volskwagen (Caddy, Touareg), Ford (Transit), Geely (Coolray, Monjaro, Tugella, Geometry, Emgrand), Exeed (LX, TXL, VX, RX), JAC (JS4, JS6, J7, T6, T8 Pro), Lexus (RX300), Toyota (Land Cruiser Prado) и другие. В ближайшее время дилеры ожидают поставки китайских внедорожников Jetour из Казахстана и новой Lada Vesta из России.
"Начал чувствоваться отложенный спрос, по 40-50 машин в день продается. Чаще всего приобретают автомобили Geely, по ним есть много привлекательных финансовых программ, ведь большинство покупателей – с кредитами. На некоторые модели, например Emgrand, очереди на покупку. Раньше так было с Kia, теперь эта история перенеслась на Geely", - рассказывает представитель одного из дилерских центров Минска.
По словам собеседника, сейчас большой спрос ощущается именно на коммерческий транспорт, поскольку многие компании обновляют свои автопарки.
"Мы привозим, и они сразу же разлетаются", - констатирует дилер.
Чем заместить "бюджетников"?
Бывалые автомобилисты, тем не менее, высказывают сожаление, что не возобновились поставки массовых и доступных моделей – VW Polo, Kia Rio, ŠkodaRapid и так далее. Российские заводы, выпускавшие ранее эти бюджетные седаны, закрылись в 2022-м. Единственный выход – покупать в Казахстане, однако предложений к белорусским дилерам еще не поступало. Более того, Škoda и вовсе под запретом в нашей стране.
Заместить бюджетные авто на белорусском рынке пока тяжело, признают дилеры. Из ближайших доступных аналогов – Geely Emgrand отечественной сборки за 45,2 тысячи рублей ($15,5 тысячи) и китайский лифтбек JAC за почти $25 тысяч.
Будущее за "китайцами"?
В Белорусской автомобильной ассоциации отмечают: динамику на автомобильном рынке республики можно охарактеризовать как положительную. С января по май 2023-го ежемесячное увеличение продаж легковых авто составило 15-25%. Согласно статистике, в мае дилеры реализовали 1650 машин, что в 3,5 раза превышает показатель мая прошлого года.
"Анализируя причины наметившейся динамики, следует отметить, что рост обеспечен, в первую очередь, за счет увеличивающихся от месяца к месяцу продаж автомобилей марки Geely, сборка которых осуществляется в Беларуси на площадях белорусско-китайского завода "БелДЖИ". На сегодняшний день доля Geely в совокупных продажах этого года превышает 75% - 4 533 единицы из 5 995 реализованных легковых автомобилей", - говорит генеральный директор ассоциации Кирилл Пилькевич.
Он обратил внимание на то, что на фоне санкционного давления и сокращения присутствия на отечественном рынке европейских, японских и южнокорейских брендов закономерно стали появляться новые игроки из Китая – это JAC, SKYWELL, EXEED, FAW Bestune и другие.
Оценивая ближайшую перспективу, директор БАА выразил мнение, что ожидается приход новых китайских брендов в различных сегментах рынка, в том числе и премиальном. Уже в мае общее количество люксовых авто из Поднебесной, реализованных на рынке, выросло до 45 против 35 в начале года.
"Все эти факторы и тенденции должны положительно сказаться на рынке в части расширения предложения для потребителей", - поясняет Пилькевич.
Что будет с ценами на новые авто?
Что касается цен на автомобили, то, по словам собеседника, они стабилизировались, а по ряду брендов вовсе наблюдается дефляция.
"В этой части хотелось бы отметить, что инфляционный скачок цен на новые легковые автомобили в середине 2022 года явился следствием тотальной зависимости дилерского рынка от поставок из Российской Федерации – порядка 90% реализуемых в республике новых легковушек поступали оттуда. То есть рост цен прошлого года – это следствие роста себестоимости, а не торговых надбавок", - резюмирует специалист.
Рынок б/у авто: за "европейцами" и "американцами"
Пока рынок новых авто особо не пестрит предложениями, как раньше, нужную модель можно поискать среди подержанных "тачек", где уж точно полно представителей всеми любимого западного автопрома. Машины на любой вкус, цвет и карман есть на авторынках в Малиновке и Ждановичах. Порой с немалым пробегом и не в самом лучшем состоянии.
"Основная масса – это Renault, Peugeot и другие "европейцы" за 10-15-25 тысяч долларов", - констатирует директор рыночного автосалона.
Представитель одного из столичных автохаусов в свою очередь поясняет, что сейчас расчет преимущественно на белорусского покупателя, поскольку клиенты из России практически "отвалились".
"Стоимость нашего рынка уже сравнялась по уровню с российским. А основная вилка продаж для белорусского покупателя – 5-10 тысяч долларов. Причем, в этом сегменте не столько год выпуска важен, как состояние авто – чтобы машина какой-то период времени работала и не подводила", - акцентирует собеседник.
По его словам, до 20 тысяч долларов сейчас можно купить более-менее свежие машины, пригнанные из Европы и Америки с минимальными пробегами и незначительными повреждениями. Как правило, это легковушки 2016-2020 годов.
По маркам разброс довольно большой: хорошо продается не только Volkswagen, BMW, Renault и Peugeot, но также LADA и другие бренды.