Ежегодно во всем мире фиксируются сотни ДТП с участием диких животных, в том числе смертельные. Беларусь в печальной статистике, к сожалению, не исключение.
«Рога пробили крышу насквозь»
«Лось стал причиной смертельного ДТП», «Перед автомобилем неожиданно выскочило стадо косуль», «Кабан протаранил легковушку», «26 ДТП с лосями за два дня» – за последние пару месяцев это лишь малая часть заголовков новостей, в которых говорилось об авариях с участием диких животных. И кажется, такими событиями завалена новостная лента в разделе «Происшествия» в СМИ. Среди наших читателей тоже есть люди, которые попали в подобные ДТП. Например, Валерий в начале лета «встретил» лося.
– Все случилось 10 июня на выезде из Молодечно, примерно в 23:30. Помимо меня, в машине находились дети и жена. Мы отъехали от города километра три и увидели вдалеке машину, которая стояла с включенной аварийкой на обочине. Я на всякий случай сбросил скорость до 80 км/ч. И в какой-то момент на дорогу выбежал лось. Я его не видел: мало того, что ночь, так еще и освещения никакого не было. Но успел как-то среагировать и выехать на встречку – хорошо, что не было встречных машин. Но ДТП избежать не удалось: лося я зацепил. Благо, он остался жив и после нашей «встречи» убежал в лес. Я, конечно, тут же остановился, вокруг собрались очевидцы. А водитель машины, что стояла на аварийке, сказал, что видел лося и хотел предупредить, но не успел. Что касается ГАИ, то я никого не вызывал. Во-первых, лося уже не было, во-вторых, ночь. Кроме того, люди, которые оказались рядом, посоветовали просто уезжать. Мы отделались испугом и повреждением машины, – поделился Валерий.
История другой нашей героини, Любови, пожалуй, самая драматичная. И в плане повреждений авто, и касаемо судьбы животного. А вот самой женщине повезло – в таких случаях обычно говорят: «Родилась в рубашке».
– Где-то в 4:00 утра 27 сентября мы выезжали из Гомеля. Там лес, но нет ни ограждения, ни освещения. Правда, по-моему, стоял знак (знак «Дикие животные» – прим. ABW.). Точно уже не помню. И практически на выезде из города все и произошло. Потом уже муж сказал, что в моменте успел только ноги лося увидеть – они серые. Остальная окраска темно-коричневая – такое в темноте не увидишь. При этом сам лось не бежал и, похоже, даже не шел, а просто стоял на месте в момент ДТП. Машина все равно получила сильные повреждения, потому что это был очень большой самец. В основном удар пришелся на капот, лобовое и крышу, которая была пробита рогами насквозь прямо над моей головой. Чудо, что за пару минут до этого я опустила сиденье – захотела прилечь, хотя обычно так вообще не делаю. В целом нас очень спасла сама машина Mercedes ML, у которой усилены лонжероны и крыша, – рассказала Любовь.
В этой истории животное погибло. А Любовь и ее муж какое-то время находились в шоке и лишь спустя время поняли, что нужно звонить в ГАИ. По рассказам нашей героини, сотрудники Госавтоинспекции приехали довольно быстро – через 15 минут.
– Мы, конечно, были шокированы произошедшим. Но спасибо сотрудникам ГАИ, которые проявили максимальное понимание. Пока ехали к нам, несколько раз звонили и спрашивали, нужна ли скорая и все ли с нами в порядке. Да и на месте никаких вопросов к нам не было. Они сразу дали номер телефона, кто сможет доставить машину домой (мы в Любани живем, это Минская область, и впереди было 280 километров). Через неделю пришло письмо, что дело закрыто, а за нами нет никакой вины. Страховая выплатила что-то за сбитого лося, а вот ремонт машины был полностью на нас. Обошлось это дорого: больше $3000 за замену лобового, крыши, крыльев и т.д., – поделилась собеседница.
Еще один наш читатель соприкасался с подобными инцидентами не раз из-за профессиональной деятельности. Богдан много лет работает на эвакуаторе и часто забирает машины с мест аварий после столкновения с животными.
– Люди всегда сбивали животных. Но теперь таких случаев стало гораздо больше. Даже в моем окружении чуть ли не каждый третий столкнулся с этим – конечно, c разной степенью повреждений. Например, на днях на съезде со Слуцкой трассы мой друг сбил косулю. Она, вроде, погибла, а у машины помялся капот. Но он не вызывал ГАИ. Машину ведь ему никто восстанавливать не будет, а штраф вполне могут дать, до 3 тысяч белорусских рублей, – рассказал Богдан.
В этом году по другую сторону оказался и сам Богдан. В прошлом месяце под Могилевом он столкнулся с двумя косулями. В этой истории появилась новая деталь – встречные фары.
– Я вел легкий грузовик, причем груженный, поэтому скорость была небольшая, где-то 70 км/ч. По встречной полосе ехали маршрутчики с дешевыми китайскими лампами в фарах, которые слепили меня. В какой-то момент я начал моргать им своим дальним светом и тогда буквально в двух метрах от меня увидел на дороге двух косуль. Думаю, если бы не было этого ослепления, возможно, я их увидел бы раньше и смог что-то предпринять. Но в итоге вспышка – с каждой стороны по косуле, и я их сбиваю. К тому же, там узкая дорога из-за ремонта – куда-то вывернуть возможности не было. Уже через метров 100–200 остановился, чтобы посмотреть. Одна косуля точно убежала в лес, насчет второй не уверен. Хотя она пролетела под машиной, а поскольку она у меня выше легковых, вполне могла выжить. ГАИ я не вызывал. Сильных визуальных повреждений на машине нет, животные, вроде, убежали, только потерял бы время на вызов. После этого заказал ультразвуковые свистки на машину, которые на определенной скорости издают звук высокой частоты, отпугивая животных. Надеюсь, поможет, – поделился собеседник.
«Количество ДТП с участием диких животных ежегодно увеличивается»
К сожалению, с приходом холодов риски хоть и уменьшаются, но не исчезают вовсе. Шанс встретить дикое животное есть как летом, так и зимой. Согласно статистике Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, с января по ноябрь 2024 года произошло 3481 ДТП с участием охотничьих животных. А это на 419 случаев больше, чем в аналогичном периоде 2023 года. В список погибших или травмированных животных входят лоси, благородные и пятнистые олени, лани, косули, кабаны, бобры и даже один зубр из резервного генофонда.
Как рассказал нам заместитель начальника отдела контроля за охраной и использованием объектов животного мира Степан Гузней, наиболее травмоопасными дикими копытными животными при ДТП с их участием по-прежнему являются лоси. Именно столкновение с ними стало причиной гибели 8 человек в этом году. По данным Государственной инспекции за 11 месяцев текущего года лоси послужили причиной травмирования или гибели 73 человек, косули – 5, благородные олени – 2.
– Количество пострадавших водителей и пассажиров в результате ДТП с участием диких животных, к сожалению, ежегодно увеличивается. Так, в 2021 году зарегистрировано 2978, в 2022-м – 3021, в 2023 году – 3374 факта ДТП с участием диких животных. И в текущем году данная тенденция сохраняется. Основная причина такой статистики заключается в увеличении интенсивности дорожного движения. Так, несмотря на стабилизацию численности популяции лося (в 2022 году – 47,3 тысячи особей, в 2023-м – 46,2 тысячи), количество ДТП с их участием ежегодно растет, – озвучил статистику С.Гузней.
В Государственной инспекции отметили: водителям следует помнить, что дикие копытные животные наиболее активны в весенне-летний и осенний периоды. В это время происходит смена их сезонных мест обитания. Что же касается времени суток, то самый активный промежуток приходится на ночь, и это обусловлено биологией. С приходом сумерек животные кормятся либо перемещаются от места отдыха к местам кормежки, и наоборот.
– Нужно помнить, что в дневное время также есть вероятность неожиданного выхода диких животных на проезжую часть, так как во время отдыха они могут быть потревожены человеком. В период гона (сентябрь, октябрь) дикие копытные более активны после заката солнца и в ранние рассветные часы: они динамичнее перемещаются по угодьям, в том числе чаще выходят на дорогу, – рассказал специалист.
«Сила удара от столкновения с кабаном – 3,5 тонны, с лосем – до 5 тонн»
Внезапная встреча с лесными обитателями, как правило, не сулит ничего хорошего ни им самим, ни водителям. Согласно проведенным испытаниям, при столкновении с диким кабаном на скорости 60 км/ч сила удара достигает 3,5 тонны. При этом из рук водителя выбивает руль, а машина рискует вылететь с дороги. В случае с лосем показатель увеличивается до 5 тонн. Более того, из-за особенностей строения тела животного он всей своей массой влетает в лобовое стекло, сминая крышу. Согласитесь, приятного мало. И чтобы хоть как-то предупредить людей о возможном появлении диких животных, вдоль дорог с лесистой местностью устанавливается знак «Дикие животные». Как правило, он располагается там, где зафиксировано наибольшее количество ДТП с их участием. А еще для предотвращения внезапного выхода жителей леса на проезжую часть устанавливается металлическая оцинкованная сетка. Что касается зимы, то с наступлением холодов в тех районах, где животные часто выходят на дорогу, егеря организуют выкладку соли в 10–100 метрах от проезжей части: дикие звери останавливаются, чтобы полизать ее, и не выходят к машинам.
Если «встреча» с животным неизбежна
Если зверь вышел из леса и остановился на обочине, эксперты советует притормозить и не пытаться проскочить мимо. Кроме того, не нужно привлекать его внимание звуковым сигналом или мигать фарами, рассчитывая напугать. Подобные действия, наоборот, могут спровоцировать животное атаковать автомобиль.
Заметили бегущего в сторону дороги по полю дикого зверя – не увеличивайте скорость, ведь оценить быстроту его бега довольно трудно. Также не стоит рассчитывать, что он изменит направление.
Увидели животное вблизи дороги или на проезжей части – максимально снизьте скорость вплоть до остановки и включите аварийную световую сигнализацию для привлечения внимания других участников дорожного движения.
Если авария неизбежна, постарайтесь минимизировать последствия. Например, направьте авто в сторону, откуда бежит животное. Так удастся увеличить дистанцию, потому что напуганное четвероногое вряд ли кинется назад. А лобовое столкновение можно попробовать превратить в скользящий удар: затормозите и немного поверните руль. В результате основной удар придется не на стекло, а на стойку машины.
Что делать, если вы сбили дикое животное?
Если избежать столкновения не удалось и вы стали участником ДТП, то основные шаги здесь такие же, как и при обычной аварии:
- включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки;
- водителю и пассажирам по возможности лучше находиться вне проезжей части дороги;
- если есть пострадавшие, необходимо оказать первую помощь и вызвать скорую.
При этом оставлять место ДТП, согласно ПДД, запрещено. Вызвать Госавтоинспекцию нужно обязательно – даже в том случае, если животное убежало, а повреждения авто несущественные.
В случае, если животное пострадало или погибло в результате вашего ДТП или вы сами обнаружили на дороге раненое или погибшее дикое животное, то об этом также следует сообщить в ГАИ. Сотрудники органов внутренних дел, в свою очередь, сообщат о случившемся в охотхозяйство, если ДТП произошло в охотничьих угодьях, либо в местный исполнительный комитет, если это, например, запретная для охоты зона либо земли населенного пункта. Далее должностное лицо охотхозяйства или местного исполнительного и распорядительного органа составляет акт и сообщает о данном происшествии в Госинспекцию охраны животного и растительного мира. Подходить к раненому дикому животному не стоит, тем более если речь идет о таких крупных копытных, как лось или благородный олень. Как отметили в Государственной инспекции, такое животное может причинить серьезные травмы или увечья оказавшемуся рядом человеку.
Также категорически запрещено увозить с собой раненых, травмированных, больных или погибших диких животных. В противном случае это будет расцениваться как браконьерство, за которое грозит административная либо уголовная (если действия совершены в отношении дикого копытного животного) ответственность. Поскольку дикие животные – государственная собственность.
Кто заплатит?
Пожалуй, самый главный вопрос: кто заплатит за ремонт машины? И вообще, ДТП с участием дикого животного – это страховой случай? Об этом мы поговорили с заместителем генерального директора – начальником управления корпоративного страхования «Белнефтестрах» Дмитрием Витченко.
– Что касается КАСКО, то здесь все зависит от правил страховой компании. Потому что у кого-то ДТП с участием дикого животного может являться страховым событием, у кого-то – нет. Хотя по факту это такое же транспортное происшествие. При этом если у человека есть страхование, то здесь не играет роли, виновен он или нет, ДТП произошло возле знака «Дикие животные» или нет. Есть лишь сам факт, за которым идет возмещение. Но, наверное, у многих людей срабатывает стереотип: если за сбитое животное под знаком предусмотрены большие штрафы, то и страховые выплаты не положены. Но это не так, – рассказал специалист.
С другой стороны, как отметил Дмитрий Витченко, ДТП с участием дикого животного считается непростым случаем, особенно если у вас нет КАСКО. Поскольку здесь важно понять, кому принадлежит животное и кто будет нести ответственность за то, что оно стало виновником аварии.
– Если же мы говорим про ОСГО (обязательное страхование гражданской ответственности), то ремонт машины никто не компенсирует. Но благодаря дополнительному страхованию гражданской ответственности вы можете избежать выплаты штрафа. Это будет ваша определенная гарантия компенсации за сбитое животное. При этом важно понимать, что для любых выплат нужно вызвать ГАИ и получить протокол ДТП. В связи с этим могу порекомендовать автомобилистам: в первую очередь хорошо подумайте над видом своего страхования, особенно если вы живете за городом. И будьте внимательны при заключении договоров: узнавайте, включены ли в него подобные ДТП, – предостерег Д.Витченко.
А вот несколько советов, которые помогут избежать столкновения с диким животным:
- водители должны проявлять повышенную внимательность именно с наступлением сумерек, в ночное и утреннее время, особенно в зоне действия предупреждающих дорожных знаков «Дикие животные»;
- следите за окрестностями. Внимательно осматривайте обе обочины, придорожные канавы, разделительные полосы. Также попросите помочь в этом пассажиров. Насторожить должно любое движение, темный силуэт или блеск глаз;
- для расширения поля зрения ночью по максимуму используйте дальний свет фар;
- на трехполосной дороге занимайте средний ряд, на двухполосной старайтесь держаться как можно ближе к центру.
И помните, что сохранение жизни на дорогах зависит в первую очередь от соблюдения правил дорожного движения.