Фото: pixabay (иллюстративное)
В редакцию обратилась читательница, которая хотела купить беспроводные наушники, но все пошло не по плану. Татьяна рассматривала модели от 170 рублей, хотела примерить их перед покупкой. Говорит, что ей сложно подобрать такой гаджет из-за особенностей строения ушной раковины. Но в магазине не разрешили примерить наушник, сославшись на гигиену. Читательница спросила продавца: что делать, если купленные не подойдут? Тот отказал в возврате со ссылкой на то, что это сложный технический товар. Мы решили выяснить, кто тут прав: покупатель или магазин?
Ситуацию комментирует Анна Кавалева, юрисконсульт общественной организации «Региональное общество защиты потребителей»:
— Законодательство не содержит запрет на примерку наушников, однако в настоящее время продавец вправе самостоятельно установить порядок продажи товаров, в том числе ограничение на примерку наушников из соображений гигиены ввиду характера товара.
Вот что говорит закон:
- Статья 11 Закона «О защите прав потребителей»: покупатель имеет право на проверку качества товара и комплектности, демонстрации работоспособности товара в своем присутствии.
- Пункт 3 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденных постановлением Совмина РБ №703 от 22 июля 2014 года: продавцы могут самостоятельно устанавливать порядок и условия продажи товаров.
А как с возвратом? Тут есть важная деталь — упаковка. Наушники являются товаром, обмен и возврат которых не осуществляется (это пункт 33 Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату, утвержденного постановлением Совмина №778 от 14 июня 2002 года). При этом можно обменять или вернуть товары из перечня в герметичной или вакуумной упаковке, которая дает возможность установить, что товар не был в употреблении.
— В связи с этим правомерность отказа продавцом в обмене и возврате приобретенных ранее наушников зависит от целостности упаковки товара, — подытоживает Анна Кавалева.