На Брестском полумарафоне 4 июля Юрий Мурашов не был первым на самой длинной дистанции 21,5 км, прибежал четвертым в своей возрастной группе старше 50 лет. Но все же он – первый. Первый ультрамарафонец, к 9 мая пробежавший в одиночку 350 км из Минска в Брест. Дистанция в 80 километров к 80-летию начала войны показалась детской шалостью: 22 июня Юрий стартанул от Брестской крепости, добежал до Кобрина и вернулся к месту старта. Вложился в намеченные 8 часов. А еще 54-летний Юра Мурашов работает дворником, пишет «Вечерний Брест».
По прозвищу Русский
В то время, когда у большинства только звонит будильник или закипает чайник, он метет улицы. В будни и в выходные. Вышел на работу и на следующий день после того, как вернулся из своего самого продолжительного трехдневного марафона из Минска в Брест протяженностью 350 км. Атлет, который работает дворником, – уже это сочетание повод для встречи. Брестские бегуны знают его по прозвищу Юра Русский. В 1996 году, в разгар разрухи, Юрий с супругой Ольгой и четырьмя детьми переехал из Перми в город, который видел только из окон вагона.
– Первенец родился в 1988 году, потом каждые полтора года по ребенку, – рассказывает Юрий. – Время было бедное. Как учитель физкультуры я получал 80 рублей, а грузчиком на заводе – 300.
Юре, воспитаннику детского дома, совсем не нравилось окружение в России, в котором росли дети. Да и совмещать работу учителя с грузчиком молодому отцу было сложновато. В его жизни могло случиться много дивных поворотов. Когда-то юниорская команда по футболу, в которой играл Юра, выиграла у «молодежки» легендарного «Спартака». Профессиональным футболистом сирота так и не стал. Но тот период определил его увлечения. Со своим вторым разрядом по легкой атлетике он так и прошагал полжизни.
– После детского дома у нас не было особых вариантов, куда идти. Всех отправили в училище. Меня «записали» учиться на тракториста. Но где я и где тракторист? – смеется Юра. – Один из учителей заметил мое увлечение спортом и постоянно увещевал поступать на учителя физвоспитания. Правда, созрел я уже после армии.
Фото Андрея Рыбачука
Хочу быть дворником
Уехать в другую страну – та еще авантюра. В родном городе было свое жилье, относительно налаженный быт. Но не было чувства покоя и безопасности. Поэтому однажды он погрузил семейство в поезд и двинул в сторону Беларуси, где бывал на соревнованиях. Брест при этом не рассматривался как город для жизни, но хотелось разместиться поближе к границе, чтобы можно было подрабатывать на популярном приграничном сервисе «купи там задешево, а тут продай подороже». Так и жили первое время, держа торговую точку на рынке. А с 2003 года Юрий работает… дворником. Начинал в «Коммунальнике», сегодня трудится в качестве индивидуального предпринимателя.
– Совершенно не понимаю людей, которые говорят, что им не хватает денег, – улыбается марафонец с метлой. – Всегда можно найти, где и как заработать. Бег – хобби ресурсозатратное, для него нужно время. Поэтому работа дворника меня очень устраивает. Когда-то на марафоне в Гродно у меня брали интервью, и журналист сам вывел формулу, почему я так задержался в этой не самой престижной профессии. Он сказал: дворниками становятся либо алкоголики, либо те, кто любит свободу. У меня второй вариант.
Его мать лишили родительских прав, поэтому детство он со старшей сестрой провел в детском доме. Младшую удочерили маленькой, о ее судьбе ультрамарафонец не знает, с семьей старшей поддерживается связь. Дети выросли быстрее, чем в Беларуси начали массово строить жилье для многодетных, поэтому собственными квадратными метрами Мурашовы так и не обзавелись. Но, кажется, их это не угнетает. Вся стена в арендной квартире увешана Юриными медалями за участие в многочисленных марафонах. Бегать Юрий начал относительно недавно. До этого берег колено, которое травмировал в молодости на футболе. Оно и сейчас постоянно затянуто, перевязано и после долгих забегов дает о себе знать.
Беги, Юра, беги
Свой первый ультрамарафон протяженностью 100 километров Юра пробежал в Смоленске около двух лет назад. В своей возрастной группе он занял первое место. И началось. В мае 2020 года, когда бушевал COVID, спортсмен отважился на первую долгую дистанцию. Сутки бежал из Пинска в Брест, а это 170 километров. В январе дистанцию увеличил до 220 км – из Барановичей в Брест, и вот новая цель – из Минска домой. Почти трое суток одиночного забега вдоль трассы М-1.
В своих длительных забегах Юра всегда один, всегда налегке, всегда с музыкальной колонкой. Маршрут фиксируется через трекер, в Бресте за Юру переживают друзья и близкие, но никакого сопровождения на автомобиле с палаткой и медицинской аптечкой у него нет. Только начиная с Барановичей к нему может выехать группа поддержки, а из Кобрина Юрий бежал в компании с такими же фанатами долгих дистанций.
– Во время длительного бега я почти не сплю, это слишком расслабляет и не дает двигаться дальше. Поэтому могу задержаться в придорожном кафе, часик посидеть, уронив голову на стол, или знакомые отвезут к себе помыться и буквально часдва полежать. Дольше нельзя – сойду с маршрута.
На вопрос, зачем ему это надо, Юрий отвечает не сразу:
– Проверить себя. Если другие могут, почему я не могу? Сейчас у меня цель пробежать официальные суточные соревнования, которые будут проходить в Щучине в августе, и, наконец, получить спортивный разряд, а 31 декабря планирую ехать на суточный бег в Смоленск. По результатам этих соревнований будут отбираться участники на чемпионат России.
Утренний звонок для уточнения информации для публикации получается коротким: тороплюсь, говорит, допиваю чай и бегу на работу. Такой сезон – после дождей трава рванула ввысь, нужно косить. А вечером традиционно – бег.