/Дорога, авто/Въезд в Брест/P2000294.jpg)
Летом в России ГАИ остановила автомобиль, за рулем которого не было водителя, а на заднем сиденье ехали пассажиры. Это вогнало инспекторов в ступор – в итоге вся компания получила штраф за… непристегнутые ремни и была отпущена с миром.
Эта история произошла в Казани. Для инспекторов ГАИ ситуация оказалась необычной: согласно ПДД в машине в любом случае должен быть водитель, а здесь его не было. Люди в салоне авто наперебой утверждали, что все они пассажиры, а машина едет на автопилоте. Собственник авто объяснил все просто: его LiXiang L7 управляется с телефона, и вовсе не обязательно кому-то быть за рулем. Но ведь телефон можно передать из рук в руки… Инспекторы подумали, выписали компании штраф за непристегнутые ремни безопасности, после чего веселую компанию отпустили.
Открытым остался вопрос: кто же на самом деле управлял автомобилем и законно ли это?
Подобный инцидент на российских дорогах не единичен. Новости о машинах без водителя стали появляться все чаще. В итоге поступила инициатива устранить пробелы в КоАП и навести порядок с автопилотами. Теперь из-за машин, управляемых смартфонами, могут внести изменения в ПДД.
Президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин обратился к министру МВД РФ Владимиру Колокольцеву с просьбой разработать определенные поправки в правила – с двумя четкими требованиями к водителям:
- он должен находиться непосредственно за рулем, то есть на водительском месте;
- управлять машиной он должен сам, без помощи смартфона или каких-либо других средств.
За оставление водительского места в движущейся машине предлагают штрафовать на 15 тысяч российских рублей, что также потребует внесения изменений в КоАП.
«Сейчас от ответственности, к примеру, за пьяную езду с помощью использования ассистентов помощи водителю пытаются уйти отдельные граждане. Понятно, что такое неприемлемо. Наше предложение не касается автоматизированного транспорта, который сейчас тестируется на дорогах в рамках экспериментального правового режима. А вот с беспилотными китайскими авто нужно навести порядок», – сказал Шапарин.
А как в Беларуси?
Тот же LiXiang L7 со всем ее функционалом уже продается в Беларуси. Хватает на дорогах Беларуси и других моделей, в которых предусмотрены функции автопилота. Одну из них, Tesla FSD, мы как раз не так давно тестировали (к слову, делали это исключительно с водителем за рулем). И, конечно, задались вопросом, можно ли в Беларуси ездить в машине, не находясь на месте водителя, и управлять машиной со смартфона. А так как четкого ответа найти не смогли, обратились с официальным запросом в ГАИ. Вот что нас интересовало:
- Допускается ли в Республике Беларусь: возможность управления транспортными средствами удаленно (с использованием приложений вне салона автомобилей); использование функции автопилота (при этом водитель находится на водительском месте/на месте пассажира)?
- Может ли водитель при управлении транспортным средством не держаться за рулевое колесо автомобиля (например, в режиме автопилота); если нет, то какая ответственность за это предусмотрена?
- Кто несет ответственность при ДТП, если транспортное средство управляется удаленно (водитель и пассажиры в салоне отсутствуют) либо управляется при помощи функции автопилота (водитель не находится на месте водителя)?
И вот что нам ответили в ГАИ:
/uyl-2025/vryvfx-1.jpg)
Коротко, переводя с официального языка: пользоваться автопилотом в Беларуси однозначно запрещено. Если автомобиль едет, то за рулем должен быть водитель – физическое лицо. Управлять машиной со смартфона, сидя на пассажирском месте авто или в любом другом месте, кроме водительского, в Беларуси правилами дорожного движения не предусмотрено, а значит, и не допускается. Про ответственность, к сожалению, комментария пока нет.
Странно, конечно, что в ПДД это до сих пор не закреплено – полагаем, это все-таки стоит сделать.