«Механизм допуска на рынок». В Минтрансе прокомментировали изменения в сфере такси

24.03.2024 12:30
Транспорт

Фото носит иллюстративный характер
Фото носит иллюстративный характер

Подписанный в январе этого года указ «Об автомобильных перевозках пассажиров» предусматривает в числе прочих изменений создание Реестра автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, куда будут включаться сведения о перевозчиках, транспортных средствах, водителях, диспетчерах. Onlíner обратился за комментарием в Министерство транспорта и коммуникаций.

С текстом указа можно ознакомиться по ссылке.

Целями Указа Президента Республики Беларусь от 25 января 2024 года №32 «Об автомобильных перевозках пассажиров» являются обеспечение безопасности автомобильных перевозок пассажиров, создание условий для добросовестной конкуренции и повышения качества оказываемых услуг. Указом устанавливается механизм допуска к рынку автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, в том числе автомобилями-такси, путем создания государственного информационного ресурса «Реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении». В реестр включаются сведения об автомобильных перевозчиках, транспортных средствах (автобусах, легковых автомобилях, автомобилях-такси), водителях, диспетчерах автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, диспетчерах такси, — указано в письме за подписью заместителя министра транспорта и коммуникаций Сергея Дубины.

Как создание реестра позволит повысить качество обслуживания в пассажирских перевозках?

Формирование и ведение реестра позволит создать механизм допуска на рынок перевозок пассажиров только перевозчиков, водителей, транспортных средств, обеспечивающих требуемый уровень безопасности перевозок пассажиров, а также сформировать прозрачную финансовую, налоговую среду в данной сфере.

Станет ли рынок прозрачнее с созданием реестра? Насколько реален риск возникновения теневого сектора нелегальных перевозчиков? Каким образом с этой проблемой намерены бороться?

Для недобросовестных субъектов предусматривается механизм приостановления нахождения сведений в реестре, а также в последующем исключение сведений из реестра за допущенные нарушения, исчерпывающий перечень которых определен подпунктом 2.8 пункта 2 указа №32.

Создание реестра наряду с контрольными мероприятиями минимизирует вероятность существования теневого сектора перевозок.

Как быстро, по Вашим прогнозам, перевозчики смогут выполнить требования указа? Не ждет ли отрасль дефицит предложения из-за того, что кто-то не сумеет, не захочет, не успеет выполнить новые требования?

Требования к транспортным средствам, водителям установлены Правилами автомобильных перевозок пассажиров, утвержденными постановлением Совета министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 года №972. Дополнительных требований к транспортным средствам и водителям указом №32 не устанавливается.

Включение в реестр сведений будет осуществляться Транспортной инспекцией с 1 августа по 31 октября 2024 года на безвозмездной основе. После указанной даты с субъектов хозяйствования будет взыматься государственная пошлина согласно приложению 1 к указу №32. Установленных сроков достаточно, чтобы перевозчики и диспетчеры смогли без затрат включить сведения в реестр. В связи с этим трудностей с выполнением требований указа субъектами не усматривается.

Нахождение в реестре сведений об автомобильных перевозчиках, диспетчерах, транспортных средствах и водителях будет подтверждать соблюдение предусмотренных законодательством в области транспортной деятельности требований, что в свою очередь повысит качество обслуживания и безопасность перевозок пассажиров. Кроме того, предусматривается возможность размещения реестра в интернете. Посредством обращения к реестру пассажир получит возможность оценить прозрачность и безопасность выполнения перевозки.

Для иностранных диспетчеров устанавливается обязанность создания на территории Беларуси юридического лица. Есть ли с этим проблемы у кого-то из действующих игроков на рынке?

Норма в отношении обязанности создания иностранными юридическими лицами, иностранными организациями на территории Республики Беларусь юридического лица, основным видом деятельности которого является оказание соответствующих услуг, вступила в силу с 28 февраля 2024 года. В Минтранс информация о проблемах в реализации данной нормы не поступала. Транспортной инспекцией проводится мониторинг исполнения диспетчерами установленной обязанности.

Определено ли, как именно будет осуществляться видеофиксация во время пассажирских перевозок, как долго перевозчики обязаны хранить эти данные, кому и в каких случаях будут их предоставлять?

Абзацем третьим подпункта 2.13 пункта 2 указа №32 установлено требование для автомобильного перевозчика обеспечить видеофиксацию выполнения перевозок пассажиров путем установки соответствующих технических средств в салонах транспортных средств, а также хранение и передачу полученных данных в порядке, устанавливаемом Советом министров Республики Беларусь. В настоящее время ведется подготовка проекта постановления правительства, предусматривающего нормативное регулирование вышеуказанного вопроса.