НОВИНКА! Газонокосилки, триммеры, пилы, культиваторы Greenworks в магазине «Лес-Сад» в Бресте

Можно ли за ролик в соцсетях лишиться водительских прав?

16.02.2024 04:19
Транспорт


Фото носит иллюстративный характер

В последнее время на телеэкранах и в социальных сетях мы все чаще наблюдаем, как группы молодых (и не только) людей «зажигают» на своих автомобилях на улицах городов, транслируя это безобразие в стримах или размещая в интернете. Как на это реагирует ГАИ?

Внимательность, вежливость и уважение к другим участникам дорожного движения – это те базовые принципы, которые закреплены в Правилах дорожного движения. Сложно сказать, почему молодой человек, недавно отучившись в автошколе и сдавший квалификационный экзамен, садится за руль автомобиля и начинает выписывать пируэты, подвергая себя, пассажиров и других участников дорожного движения опасности. Пассажиры таких неадекватов, как правило, из той же серии: ничего против этого не имеют и снимают все происходящее на видео. А вот другим водителям такое поведение явно не нравится. Большинство осуждает такие выходки. Только осуждать – это одно, а вот нести за это ответственность – другое.

Виновен или нет?

Начать следует с того, что описываемая нами ситуация попадает под определение «создание аварийной обстановки».

Создание аварийной обстановки – это действия участников дорожного движения, вынудившие других его участников изменять скорость, направление движения или принимать иные меры по обеспечению собственной безопасности или безопасности других лиц, а ровно повлекшие повреждения другого транспортного средства или имущества других участников дорожного движения.

За это ч. 12 ст. 18.13 КоАП предполагает наложение штрафа от 5 до 20 базовых величин (на сегодня базовая величина составляет 40 рублей) с лишением «прав» на срок до двух лет или без лишения. Практика показывает, что за дорожные лихачества «прав» в ГАИ лишают на раз-два. Два года – достаточный срок, чтобы водителю (уже пешеходу) было время подумать над своим поведением и освежить в памяти требования ПДД.

Но это если на дороге есть эти самые «иные участники дорожного движения» или поврежден, например, ехавший автомобиль, или, в том числе, припаркованный вдоль дороги. А если их нет?

В данном случае водителя могут привлечь по административной статье 19.1 КоАП «Мелкое хулиганство». Название данной статьи хоть и содержит слово «мелкое», но назвать мелким штраф от 2 до 30 базовых, общественные работы или административный арест (до 15 суток) никак нельзя. Шум и свист колес, когда это делается умышленно и нарушает покой граждан, – хулиганство в чистом виде.

К этому добавят еще и другие статьи административного кодекса за каждое нарушение ПДД, которое будет запечатлено на видео. Видео с камер наружного наблюдения кладем в эту же копилку. Так что вдобавок к хулиганке отдельно могут еще лишить «прав» и (или) наложить штраф за конкретные нарушения ПДД.

Ролик в соцсетях – доказательство?

Согласно ст. 6.3 ПИКоАП доказательствами являются любые фактические данные, на основе которых можно установить наличие или отсутствие административного правонарушения.

Источником доказательств является в том числе любой носитель информации. К таким носителям относятся материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, носители компьютерной информации и т.п (ст. 6.11 ПИКоАП). Если тот или иной ролик в интернете имеет отношение к делу по установлению виновности того или иного лица, то его могут признать вещественным доказательством и на его основе наказать водителя-лихача. То же самое применительно к записям с уличных камер видеонаблюдения.

Камеры фотофиксации

Про привычные нам камеры, фиксирующие нарушения ПДД (как правило, нарушения скоростного режима), тоже следует сказать. Теперь они могут фиксировать и иные нарушения – пересечение сплошной линии, наличие техосмотра, езду по выделенной для общественного транспорта полосе и т.п.

По нарушениям, зафиксированным работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, административной ответственности подлежит собственник транспортного средства. То есть тот, кто указан в свидетельстве о регистрации на автомобиль.

Если этот собственник скажет, что за рулем в момент нарушения был не он, то он должен ответить на вопрос, кто это был. Инспектор ГАИ по таким делам в силу закона не обязан доказывать чью-либо виновность (ч. 6 ст. 10.4 ПИКоАП).

Должностное лицо органа, ведущего административный процесс, не обязано доказывать виновность лица в совершении административного правонарушения против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта, зафиксированного работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами.

Так что на всякий случай смотрите, кому даете свой автомобиль.

Таким образом, любой ролик в социальных сетях, мессенджерах, видеоплатформах, видео, обнаруженное в памяти телефона (в установленном законом порядке), видеорегистратора (в том числе нагрудного у инспектора ГАИ), снятое на любое устройство очевидцами (свидетелями) или камерами наружного наблюдения может стать доказательством нарушения. Цена такого доказательства, в том числе добровольно размещенного нарушителем либо иным лицом в сети Интернет – вероятное лишение «прав» или большой штраф. Или и то и другое вместе. Это как раз тот случай, когда наступаешь на свои же грабли, в попытках показать свою удаль и размещая все это в сети. Хотя по факту это демонстрация пренебрежения к закону и неуважение других участников дорожного движения. Наказание за это не заставит себя ждать.