Выбрать подходящую АКБ в век разнообразных онлайн-помощников и платформ не проблема. Несколько кликов — и курьер у ваших дверей. Другой вопрос — как этот самый аккумулятор сдать в магазин, если что-то пошло не так. Для нашего читателя Евгения возврат товара ненадлежащего качества (хотя продавец опровергает это утверждение) стал настоящим квестом. Av.by выслушали обе стороны конфликта и дали слово независимому эксперту.
Купил аккумулятор для электромашинки, а АКБ не соответствует заявленной ёмкости
«Лето испорчено, нервы тоже», — такое письмо недавно пришло в нашу редакцию. Предположения возникли разные: возможно, семейное автопутешествие пришлось отложить на неопределённый срок из-за неисправного аккумулятора? Но оказалось, что речь идёт не совсем об автомобиле — скорее о его уменьшенной копии. Наверняка вы видели в парках развлечений разномастные электромашинки — дети их просто обожают. Вот и у сына нашего читателя Евгения оказалась такая.
По весенней грязи на данном чуде техники сильно не разгонишься, поэтому ребёнок не мог дождаться лета, когда наконец из импровизированного гаража разрешат достать любимую игрушку. Июнь пришёл, а с ним и необходимость заменить аккумулятор. Две старые АКБ Henglei (поставлялись в комплекте с электромобилем) общей ёмкостью 14 А·ч, по словам Евгения, уже практически исчерпали свой ресурс. Ими активно пользовались на протяжении трёх лет. Новый аккумулятор решили заказать в популярном онлайн-магазине 1akb.by. Выбор пал на ZUBR 28 Ah HR 12100 W (12 В, 28 А·ч) за 175 рублей.
— Первоначально я заказал аккумулятор Casil (28 А·ч,12 В) AGM 166 × 175 × 125 мм, но менеджер переубедил меня, сказав, что АКБ ZUBR лучше держит ёмкость. Якобы батарея более свежая, соответственно, будет качественнее работать.
«Зубр» пришёл в коробке от аккумулятора Thomas, на нижней части АКБ присутствовали глубокие царапины, утверждает Евгений. Последнее обстоятельство мужчину смутило: мало ли что произошло с товаром во время хранения и доставки.
— Я связался с менеджером магазина и объяснил ситуацию. Тот уверил, что это нормально. Мол, партия АКБ ZUBR пришла на палетах без упаковки и поэтому на корпусе присутствуют царапины.
Однако в первые же дни эксплуатации нашлись проблемы посерьёзнее. Как утверждает наш герой, АКБ не держит заявленную ёмкость.
— Время работы машинки на новом аккумуляторе ZUBR практически не отличается от времени работы на двух старых.
— Для зарядки я использовал устройство «Вымпел 55», параметры: ток — 2,8 А, напряжение — 14,1 В. Как только АКБ ZUBR забирала на себя 0,5 А·ч, начиналось активное газообразование, выражавшееся в характерном звуке. Такого, на мой взгляд, не должно быть в исправном аккумуляторе.
Через два часа ток заряда падал до 0,2 А·ч. И, соответственно, зарядное устройство сообщало, что АКБ заряжена и взяла 4,5 А·ч. Вопрос: если аккумулятор имеет ёмкость 28 А·ч и он разряжен до 12,1 В, сколько часов он должен заряжаться с указанными параметрами? Ответ: приблизительно десять часов, а моя батарея зарядилась за два. После нескольких попыток я убедился, что АКБ ZUBR не набирает ёмкость более 4,5 А·ч.
Евгений несколько раз созванивался с менеджерами магазина, затем его перенаправили в гарантийный центр. Специалисты посоветовали заряжать АКБ двое суток током 0,1—0,2 А.
— Это должно было восстановить её ёмкость. Сказано — сделано. Сие мероприятие не возымело эффекта. В конце июня я обратился в гарантийный сервис 1akb.by. В акте передачи указал причину неисправности «несоответствие заявленной ёмкости». Через две недели мне выдали технический акт обследования, в котором было указано, что АКБ проверена на саморазряд. Вердикт: производственного брака в ней нет. Но я просил проверить аккумулятор на соответствие ёмкости, поэтому в акте должно быть указано полное время заряда/разряда, а в документах — время саморазряда.
Магазин 1akb.by: «Претензия абсурдна»
К сожалению, просто так сдать аккумулятор обратно в магазин не получится. АКБ — технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки; обмену и возврату батареи не подлежат. Аккумулятор не подошёл по размеру и характеристикам или просто не понравился внешне? Никаких исключений и четырнадцати дней на возврат. Деньги вы получите только после заключения авторизованного производителем сервисного центра при условии, что гарантийный срок не успел истечь. У Евгения он на полгода.
Наш герой ещё раз связался с руководством интернет-магазина с просьбой решить возникшую проблему. Мужчине пообещали, что скоро поступит ответ от юриста, но пока входящего письма Евгений не дождался. Зато нам представители компании дали комментарий достаточно оперативно. Разберёмся по каждому из вопросов.
— Аккумулятор пришёл в упаковке от другого бренда — так и должно быть?
— Данная модель поставляется на склад частного предприятия со склада импортёра без картонной упаковки. Ввиду того, что доставка товара осуществлялась с минского склада в город Ивье, сотрудниками было принято решение упаковать батарею в подходящую по размерам картонную тару, которая имелась в наличии. Коробка выступала лишь в роли транспортировочной упаковки, необходимой для сохранности товарного вида аккумуляторной батареи.
— Были ли царапины на корпусе АКБ и могли ли они стать причиной/следствием серьёзных повреждений?
— Заводом предусмотрено лишь палетирование АКБ, заводская коробка не предоставляется в комплекте с товаром. В случае если царапины и имели место, ни они, ни отсутствие картона не могли повлиять на эксплуатационные характеристики батареи.
Более того, в момент доставки мы всегда просим потребителя осмотреть продукцию на сохранность, целостность и повреждения. У клиента в любой момент есть возможность отказаться от её приобретения. Более того, мы предоставляем гарантию качества на весь товар и осуществляем сервисное обслуживание аккумуляторных батарей в гарантийный период.
Фото: 1akb.by
— Газообразование во время зарядки не должно было насторожить покупателя?
— При заряде любой АКБ в зависимости от подаваемых на батарею параметров (ток, вольтаж) в той или иной степени происходит процесс газообразования. Более интенсивный процесс выхода газов, как правило, проявляется при превышении подаваемых на аккумулятор параметров. Немаловажным и определяющим фактором является и то, каким образом потребитель заряжает аккумуляторную батарею и с помощью какого зарядного устройства.
— К главному вопросу: что показала проверка по поводу несоответствия заявленной ёмкости?
— Если у нас как у продавца возникают сомнения в наличии недостатков товара либо в причинах их возникновения (например, мы не уверены, являются дефекты производственными или они возникли после передачи товара потребителю) — мы проводим проверку качества.
Обращаем внимание: мы не являемся производителями аккумуляторных батарей. При проведении проверки наша основная задача — определить наличие либо отсутствие дефектов производственного характера. К ним, согласно действующей нормативно-технической документации, относятся короткое замыкание электродов и обрыв внутренней электрической цепи. Безусловно, если проверкой качества подтверждено наличие дефекта производственного характера, магазин вернёт денежные средства или обменяет аккумуляторную батарею.
— Но возвращаемся к вопросу «заявленной производителем ёмкости». Со слов потребителя, АКБ не набирает более 4,5 А·ч. Обращаем внимание: клиент сам не понимал, как глубоко разряжена батарея. Однако он пришёл к своему выводу после того, как при зарядке АКБ с некими установленными параметрами на дисплее зарядного устройства появилась надпись о том, что аккумулятор принял 4,5 А·ч. Как это комментировать? Логически — никак. На наш взгляд, претензия в адрес частного предприятия по поводу заявленной производителем ёмкости с технической точки зрения абсурдна. Для того чтобы установить ёмкость АКБ, необходимо произвести её разряд под определённой нагрузкой и засечь время разряда.
— Со слов же потребителя, он допускал «лёгкие» разряды не ниже 12 В на детской машинке, чем с технической точки зрения определить ёмкость аккумулятора он никак не мог. Вполне возможно, что Евгений допускал разряд аккумуляторной батареи на эти 4,5 А·ч, а потом на зарядном устройстве их опять восполнял.
Независимый эксперт: «Нужно проверить электромобиль»
Две стороны выслушаны, обе настаивают на своём. Конечно, мы не могли не дать слово независимому эксперту — Дмитрию Перлину, преподавателю корпоративного университета бизнеса МАХ «Атлант-М»:
— По моему мнению, в данной ситуации прав поставщик аккумулятора. Действительно, ёмкость АКБ можно проверить практически только методом разряда под нагрузкой, контролируя время и ток разряда. Время зарядки же вообще не является параметром и не говорит ни о чём.
— Газообразование при зарядке аккумулятора — вполне нормальный процесс выделения кислорода и водорода, сопровождающий восстановление сульфата свинца до свинца и его оксида под действием тока зарядки. Это газообразование обычно свидетельствует о близком завершении зарядки, о том, что батарея процентов на 70—80 уже подпитана. В общем, есть основания предполагать, что нуждается в проверке исправности электромобиль, который перестаёт работать, хотя АКБ разряжена не полностью.
Возможно, машинка действительно требует ремонта. По крайней мере, это объяснило бы, почему на новом аккумуляторе она работает не дольше, чем на исчерпавших ресурс старых АКБ общей ёмкостью 14 А·ч. Чтобы убедиться в этой версии или опровергнуть её, представители магазина 1akb.by предложили эксперимент. Специалисты примут у Евгения старые и новый аккумуляторы. Произведут их разряд под определённой нагрузкой и засекут его время. Если вдруг окажется, что проданный ими аккумулятор действительно работает не лучше, то вернут деньги или осуществят обмен. Чем закончится опыт? Мы обязательно дополним материал, как только станут известны результаты.