Отравление в ресторане: как белорус доказал вину заведения и получил 1100 рублей компенсации

Картинка вымышленная, носит иллюстративный характер
Картинка вымышленная, носит иллюстративный характер

Свидание в ресторане закончилось для молодого человека отравлением. Как он доказал вину заведения и получил солидную компенсацию, и почему владельцы ресторана предпочли заплатить, а не судиться, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказала юрисконсульт Регионального общества защиты потребителей (РОЗП) Анастасия Рудак.

Случаи отравления в столичном общепите редки, а потому всегда вызывают общественный резонанс. К счастью, ситуация, о которой пойдет речь, его не получила. Во-первых, кухня была не белорусской, а во-вторых, за кулинарный промах заведение заплатило посетителю около 1 000 рублей отступных. Это крупная сумма в таких делах, широкий жест доброй воли. Ресторан заслуживает, чтобы его название здесь не упоминали. Потребительский экстремизм — тоже явление известное. Набегут слабые желудком граждане и разорят заведение. Впрочем, ближе к кухне.

Ужин на двоих

Все началось с того, что молодой человек пригласил девушку на ужин, — рассказывает собеседница. Детали романтической встречи опустим, так как острое недомогание он почувствовал лишь на следующее утро.

— А его спутница?

С ней все в порядке, пострадал только юноша. Отравление сопровождалось болью в животе, тошнотой, рвотой и высокой температурой. Скорая доставила его в больницу. На основании анализов врачи поставили диагноз «сальмонеллезный энтерит средней тяжести». Возможно, этот недуг не самый опасный. Тем не менее парень провел на больничной койке несколько дней.

— Как определить, а точнее, доказать, что пострадавший отравился именно в ресторане? Может, после свидания с девушкой он съел что-то дома… Спутница ведь не заболела.

Догадаться, где конкретно вы отравились, наверное, можно. А вот доказать… Молодой человек поступил так, как подсказывала ему логика. Он обратился в районный центр гигиены и эпидемиологии по месту расположения заведения с письменным заявлением.

— Но время упущено. Что у специалистов получится отыскать?

— Представляете, нашли! Я сейчас не скажу, что именно, ограничусь лишь общей формулировкой. В результате проверки выявили нарушение требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

— То есть факт того, что повара на кухне могли нагрешить, подтвердился…

Да. Получив такую эмоциональную поддержку, пострадавший взял книгу замечаний и предложений ресторана, где подробно изложил произошедшее с ним. Учитывая название документа, внес и предложения: предприятие общепита возвращает ему деньги за ужин, возмещает стоимость лекарств и моральный вред.

— Без компенсации морального вреда никак. Зумеры готовы монетизировать любые страдания.

А что вас возмущает? Возможность потребовать компенсацию за физические и нравственные переживания юридически закрепили в нормативных актах еще в начале 1990-х. Однако соглашусь, до этого времени советское законодательство отрицало возможность денежной компенсации морального вреда. Но я продолжу. Потерпевший внес в книгу требования, но ответа не получил.

— И обратился к вам.

— Верно. Предоставление правовой помощи — наша работа. Мы заключили договор на безвозмездное оказание услуг и подали исковое заявление в суд.

Разговор в коридоре

— Похоже, начинается самое интересное.

— Разочарую, ответчик так не считал. Во всяком случае, на первое заседание ни он, ни его адвокаты не явились. Опрос сторон, извините за каламбур, был односторонним, мы подробно изложили свою позицию. Зато второе заседание завершилось, едва начавшись. Ответчики на него прибыли и уже буквально в коридоре выразили желание пойти на мировую. Они предложили возместить стоимость ужина и лекарств, выплатить неустойку за нарушение сроков удовлетворения требований пострадавшего и погасить судебные расходы РОЗП.

— А моральный вред?

Стороны сошлись на сумме в 1 100 рублей. Деньги немаленькие, однако владельцы посчитали, что репутация того стоит. Отмечу, что наблюдается тенденция к увеличению доли досудебного урегулирования споров в области защиты прав потребителей. Во-первых, растет правовая грамотность населения. Консультации и помощь гражданам оказывают местные исполнительные и распорядительные органы, Министерство антимонопольного регулирования и торговли. Значительную роль играют общественные объединения. Это часто приводит к разрешению конфликтов на стадии переговоров и претензионной работы. Во-вторых, такое урегулирование выгодно обеим сторонам. Оно позволяет избежать длительных и затратных разбирательств, сохранить репутацию для бизнеса и побыстрее получить результат для потребителя.