Блок из ячеистого бетона, демлерный блок и пенопласт в строительном магазине «Строй с нами» в Бресте

Перелом черепа и 7 ребер: чем заканчивается катание на электросамокатах

12.07.2022 04:01
Транспорт

Электросамокаты в теплый сезон буквально стоят на каждом шагу – доступные шеринги добавили белорусам радости, а врачам – дополнительной работы. В октябре вступят новые правила ПДД, где самокатчикам уделено особое внимание.

Фото: Sputnik / Виктор Толочко
Фото: Sputnik / Виктор Толочко

Sputnik узнал, что еще делается для безопасного движения на тротуарах, застрахованы ли катающиеся от непредвиденных травм и чем чреваты такие развлечения.

На ровном месте

Минчанин Алексей рассказывает, что уже 3 года электросамокаты обходит стороной. Одна из таких покатушек с ветерком закончилось для него серьезными травмами: перелом основания черепа, перелом верхней челюсти, гайморовых пазух, перелом носа, ушибы глазных яблок с кровоизлиянием, ушибы брюшной полости, перелом 7 ребер, выбитые зубы… Множество шрамов на лице и "разбросанные" по Минску самокаты до сих пор напоминают о том неприятном эпизоде.

"Моя история приключилась летом 2019 года. Я решил, что слишком много трачу денег на такси и решил купить себе электросамокат: до работы можно добираться с ветерком, это прикольно и весело. Но покатался на своем новеньком самокате только 2 дня", – вспоминает Алексей.

Тогда в городе только стали появляться шеринги самокатов, и парень очень сильно захотел и себе такой двухколесный электротранспорт. На то время техника обошлась ему в 1 тысячу рублей и небольшие проценты от кредита.

"Электросамокат привезли мне быстро, собрали и пожелали удачного пользования. Я в тот же вечер поехал на нем кататься. С подсветкой, сигналами, сигнализацией и спидометрами. Тогда это вообще была дикая мода и достаточно дорогая. А потому я был счастлив. Самокат был скоростной. На нем я разгонялся до 40 километров в час. Техника тяжелая. И мысли о том, что с нее запросто можно свалиться, были, но совсем не останавливали", – честно признается Алексей.

На второй день счастливый обладатель новенького электросамоката попал в больницу.

"Я ехал на скорости примерно в 20 км в час. Солнце слегка слепило глаза. Как буквально в долю секунды я почувствовал сильный удар лицом об асфальт. Потом затмение. Оказалось, я колесом въехал в ямку для ограждающей цепи на платной парковке у городской ратуши", – вспоминает Алексей.

Позже он узнал, что пролежал так недолго: быстро подбежали люди из кафе и стали приводить парня в чувства. Принесли воду, а у него из носа кровь ручьем, лицо буквально не чувствовал, грудь болела и немела.

"Помню, что первая мысль у меня – "о боже, какой позор, я мордой в асфальте". А толпа – человек 15 – стояли вокруг меня и снимали на телефоны. Пару человек со мной разговаривали, задавали вопросы и умывали лицо. Спасибо им", – рассказывает Алексей.

Скорая приехала минут через 20, осмотрели и забрали парня в больницу. Сделали КТ, УЗИ, анализы. Врачи удивились количеству травм и даже долго не верили, что такое возможно от электросамоката: полагали, что Алексея избили, просто он не хочет признаваться, боясь получить еще раз.

"В больнице я пролежал 2 недели, быстро шел на поправку. Врачи смеялись: как на собаке заживает. Но лечение было неслабым. Много капельниц, прививка от столбняка, антибиотики в пятую точку, пункции спинномозговой жидкости (это вообще ужасная манипуляция), а еще МРТ и КТ, прочие анализы. Мне наложили шину на челюсть – я месяц не ел ничего, кроме детского пюре и молока. Зато похудел на 8 кило", – вспоминает пострадавший.

После падения на больничном он провел два месяца и еще месяца три залечивал все травмы. В итоге сделал для себя главный вывод: не испытывать судьбу на прочность и больше никогда не становиться на самокат.

"В конце концов, в Минске неразвитая среда для передвижения на электросамокатах – много перепадов высот, бордюры, ямы. А потому прежде, чем вообще стать на такой электротранспорт – лучше сто раз подумать. И про средства защиты не забывайте – шлем, наколенники и перчатки. Лучше перестраховаться. Но я понимаю: в том, что произошло, целиком моя вина и беспечность", – рассказывает Алексей.

Кстати, после падения парень отремонтировал (почти за половину стоимости: руль был вывернут на изнанку, много других повреждений) свой электросамокат и продал его.

"И больше я на таком транспорте я не езжу. Отбило желание – в прямом смысле слова", – добавил парень.

Удобно VS опасно для жизни

Нынче электросамокаты неотъемлемая черта городской жизни. Компании по быстрой аренде такого транспорта говорят о его экологичности и безопасности. Но вот травматологи с этим не согласятся: последствия травм после падений могут быть не меньше, чем при ДТП.

"Можно, конечно, просто стоять и с высоты своего роста, упав, что-нибудь сломать. И такое мы тоже наблюдаем в своей практике. Раньше были простые самокаты, теперь же из-за скорости мы получаем высокоэнергетические травмы (когда травматический фактор имеет высочайшую величину силы – Sputnik). На скорости около 20-25 км/ч падение вызовет сочетанные травмы", – говорит заведующий приемным отделением 6-й городской клинической больницы Минска Виктор Сташевский.

При сочетанной травме пациент получает многочисленные повреждения разных частей тела: головы, грудной клетки, живота…

"Человек идет со скоростью в среднем 5 км/ч, бежит – около 12 км/ч. На самокате и велосипеде – 20-25 км/ч. Конечно, это дань времени, никуда мы от этого не уйдем, запрещать тут не получится, просто надо все направить в какое-то правильное русло: кататься на велодорожках, в шлеме, наколенниках и налокотниках, с умом выбирать скорость и все-таки спешиваться перед пешеходным переходом", – считает травматолог.

Кстати, ученые Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе в ходе исследования озадачились вопросами травматизма при катании на электросамокатах и подсчитали, насколько они опасны. Самые частые травмы – переломы и ЧМТ.

Согласно этим данным, в США в 2018 году, когда прокат стал повсеместным явлением, число травм выросло почти в 3 раза по сравнению с 2014 годом. Еще в университете изучили 1354 случая пострадавших в авариях с электросамокатами: уровень травматизма оказался приблизительно в 175–200 раз выше, чем при поездках на автомобиле.

Электросамокатчиков приравняют к пешеходам

В октябре этого года вступают в силу обновленные правила ПДД, где особое внимание уделено катающимся на самокате, сигвее, моноколесе, роликах и даже лыжах – теперь им придали статус, назвав подобные современные штуки "средствами персональной мобильности". И прировняли всех к пешеходам.

Еще решен вопрос, где нужно передвигаться такому катающемуся: ехать стоит по велодорожке, если она есть, а если ее нет – по тротуару.

"Уже сейчас мы проводим большую профилактическую работу с населением, в первую очередь – с молодежью, которая любит передвигаться быстро. И что важно, согласно новым правилам, граждане, которые будут использовать электросамокаты, должны будут двигаться со скоростью не более 25 км/ч", – рассказала начальник отделения главного управления ГАИ Вероника Романькова.

В отдельную категорию пострадавших самокатчиков и других "водителей" средств персональной мобильности не выделяют. Поэтому точно неизвестно, сколько любителей быстрой езды пострадали от такого способа передвижения.

"ГАИ всегда держит на контроле обострения дорожного травматизма, в летний период такие вещи прогнозируемы. Но данный момент какого-то всплеска аварийности с использованием электросамокатов и других средств персональной мобильности в Беларуси не зафиксировано. Встречаются отдельные случаи попадания в ДТП людей, которые пользуются такими средствами передвижения", – говорит Вероника Романькова.

Страховка на всякий случай

Недавно в Беларусь пришел еще один сервис аренды самокатов, который подсчитал: сейчас в городе 5 крупных операторов, в общей сложности в столице доступны более 10 тысяч электросамокатов.

"Мы думаем, что многое сделали для безопасности наших самокатов. В технических настройках по умолчанию установлены скоростные лимиты – до 25 км/ч. В вечернее время обязательно включаются фары. Мы обучаем в приложении правилам ПДД и безопасной езде. Все это – про этику и безопасность – мы рассказываем в школе вождения", – говорит директор по коммуникациям одной из кикшеринговых компаний Юлия Камойлик.

В России у этого сервиса аренды предусмотрена страховка и для самого катающегося на случай получения травмы, и для третьих лиц, пострадавших от их "покатушек", и для испорченного имущества.

"Сейчас в поиске оператора, который сделает нам страховку. Мы практикуем страхование человека, его здоровья и имущества, а также и его ответственности перед третьими лицами (эта часть по умолчанию при поездке, на случай, если пострадает другой пешеход). Страховка не дорогая – занимает где-то 10% от средней стоимости поездки, ее можно выбрать перед началом поездки. Хотели бы ввести такую услугу и в Беларуси", – рассказывает Юлия Камойлик.

В компании отметили, что за месяц работы сервиса в республике, в службу поддержки обратились 7 человек, пострадавших при падении (ДТП не было, как и серьезных травм): люди предупреждали кикшеринг о состоянии самоката и не предъявляли никаких претензий.

"В основном такие случаи происходили из-за того, что человек не заметил кочку, резко повернул, поскользнулся. В целом же у самокатов правила есть, они простые и они про безопасность и про этику. Их несложно соблюдать, но от этого становится лучше всем", – говорит Юлия.

Поэтому в сервисе аренды напоминают, что нельзя практиковать езду на самокате вдвоем. Это также средство передвижения не для детей – по закону кататься на нем можно с 14 лет, но в шерингах стоит возраст 18+. И самое главное – нужно правильно пересекать пешеходные переходы, где лучше спешиваться.

Источник: Sputnik Беларусь