
Если к дальнобойщицам общество уже привыкло, то девушки за рулём трактора до сих пор вызывают удивление. На ОАО «Гомельская птицефабрика» работает 19-летняя Анна родом из Светлогорска. На предприятие она попала по распределению после учёбы. Трудится уже несколько месяцев в Терешковичах, агрогородке под Гомелем.
Анна не первая трактористка за время существования фабрики. Женщин за рулём тяжёлой техники было четыре: Валентина Евтушенко, Надежда Бондаренко, Лариса Филипченко (она и сейчас работает слесарем и обслуживает сельскохозяйственные машины), а также наша героиня. Av.by пообщались с Анной и расспросили её о работе и жизни в деревне.
«Управлять трактором не сложнее, чем легковой машиной»
— С детства у меня была тяга к технике. Не знаю, может, это в крови, ведь дед, отец и почти все дяди у нас в хозяйствах работали, так что я с малых лет видела, как они управляют машинами, тракторами, комбайнами. Иногда брали меня с собой в поле. И вот тогда, наверное, зародилась эта любовь к запаху земли, шуму мотора, ощущению, что ты управляешь чем-то большим и сильным.

— В школе я мечтала стать механиком или трактористкой. Родные сначала относились к этому настороженно, а вот друзья и сверстники — спокойно. Современная молодёжь ведь быстро меняет мнение: сегодня одно сказала, завтра другое. В школе тоже особого сопротивления не возникало. Учителя не удивлялись такому решению: я была скорее бунтаркой, чем примерной отличницей. Могла пошуметь, пошалить… Как все обычные дети! Но сейчас этого во мне уже нет, ведь взрослая жизнь быстро отучает от лишних выходок.
Сейчас родители относятся к моей работе спокойно. Хотя раньше отговаривали: «Это мужская профессия, девочке будет тяжело». Хотели, чтобы я пошла в парикмахеры или ветеринары и осталась в Светлогорске. Но я настояла на своём. Конечно, им было сложно отпустить дочь в такую сферу, но теперь они смирились.

— Когда пришла работать, постоянно слышала вопросы: «Ты же девушка, зачем тебе это?» Но со временем все поняли, что я не просто «посидеть» пришла. Я действительно хотела работать, учиться, разбираться. И отношение коллег изменилось: сначала сомневались, потом начали уважать.
Работаю я меньше полугода, но уже чувствую, что втянулась. Техника у нас закреплена за каждым, у меня — трактор BELARUS 82.1. Скорость у него невысокая — максимум 30 км/ч, но в целом управлять им не сложнее, чем легковой машиной. А габариты — дело привычки.
«Первый день на работе начался… не с трактора!»
— Дорога к трактору у меня была непростая. В самом начале, честно говоря, поддержка почти отсутствовала. Людей, которые верили в меня, было мало. Но со временем я поняла простую вещь: если я буду слушать других и откажусь от своей мечты, то кто тогда её воплотит? Никто. Поэтому решила идти вперёд, несмотря ни на что.

— Кстати, первый день на работе у меня начался совсем не с трактора. Сначала — правила, техника безопасности, подписи о том, что всё изучила. Читаешь, расписываешься. А уже на второй день — начало практики, знакомство с техникой.
Сам трактор мне дали через неделю-две после прихода. И вот тогда эмоции были особенные. Когда садишься и понимаешь: это уже твоя техника, это не учёба, рядом нет инструктора, никто не подскажет — только ты и машина. Чувство ответственности сразу накатывает. Но вместе с этим — радость. Потому что вспоминается детство, когда отец брал меня с собой на работу, сажал в кабину МТЗ-82. Тогда это было счастье, настоящий праздник! И вот теперь я снова за рулём, только уже сама. Такой флешбэк, будто вернулась в детство.

— Страшно ли было? В первый раз — нет. Всё-таки рядом были люди, да и место знакомое. Если бы сразу отправили куда-то в новые угодья, где местность незнакомая, то, конечно, было бы страшнее. Когда не знаешь, где какие тропки, что где находится, чувствуешь себя неуверенно. А когда всё изучишь и наберёшься опыта — уже спокойно.
Сейчас сердце ёкает, если в поле встречаются животные. Особенно тёмной ночью, когда вдруг в свете фар мелькает силуэт. Бывает, зайцы, лисы, косули выбегают неожиданно. Это красиво, но и опасно.
Днём тракторист, а вечером нейл-мастер
— На работу я собираюсь очень рано. Встаю в четыре утра, а уже в 05:20 выезжаю из гаражей. Такая у нас специфика, ведь сельское хозяйство не ждёт. Пока другие только просыпаются, мы уже в поле. Сколько длится световой день, столько и трудимся.

— Когда я за рулём трактора, мысли разные приходят. Иногда просто еду и медитирую, обдумываю планы. На самой работе особых планов не построишь: всё может измениться, рейс отменят или перенаправят куда-то. А вот после работы уже думается лучше о том, что делать завтра, а что — в будущем. Даже сны снятся с трактором! Настолько он стал частью моей жизни.
Проще всего работать весной. Межсезонье — самое спокойное время, когда нет ни жары, ни холода. Зимой, конечно, тяжелее. Но в последние годы у нас погода странная: в Гомеле снег лежит, а здесь дождь и плюсовая температура.

— Вот в дождь работать легко. Свежо, воздух чистый! Единственное — глаза устают, когда капли стекают по стеклу, но это мелочи. А в жару — окна и двери открыла, поехала. Работа есть работа, к условиям привыкаешь.
И связанная с работой мечта у меня есть — испытать, каково это — управлять самым современным трактором. Пока тружусь на том, что есть, но в перспективе всё возможно. Главное — идти вперёд и не бояться.

— Свободное время у меня обычно появляется ближе к часу дня, если рано встала. Когда прихожу домой, то обычно сразу стараюсь поспать. Подъём ведь ранний! Хобби у меня есть, хоть и неожиданное для многих: занимаюсь наращиванием ногтей. Иногда это даже превращается в дополнительную работу. Клиентов пока немного, ведь здесь я ещё не успела развернуться, но в Светлогорске, например, уже пробовала. Получается, что днём трактор, поле, техника, а вечером — пилочки, гель-лак, дизайн.
Некоторые говорят: «А почему бы не развиваться дальше в бьюти-сфере?» И я сама задумываюсь о том, почему бы и нет, если будет время. Но меня тянет ещё дальше: хочу научиться делать татуировки.
«За рулём трактора есть особое ощущение»
— Интересных случаев за мою карьеру пока немного. Бывало, застрянешь в поле — выгрузишься, подтолкнёшь прицеп и поедешь дальше. Всё стандартно. Это уже второе интервью у меня. Когда проходило первое, техника подвела: коробка передач заклинила прямо во время репортажа. Так что тот день я запомнила надолго.
Ремонтами я сама почти не занимаюсь. Но советуюсь со старшими постоянно. Каждый день спрашиваю, как лучше сделать, где удобнее поменять...

— Когда я только пришла работать, многие трактористы, мужчины с огромным опытом, не говорили, что я недостойна или зря эту профессию выбрала. Наоборот, хвалили, поддерживали. Конечно, рядом люди, которые мне уже в отцы годятся, у них колоссальный опыт, поэтому равняться на них — это правильно. Вообще, за рулём трактора есть особое ощущение того, что ты не просто работаешь, а управляешь машиной, которая помогает людям. И нет у меня такого, что пришла на работу — и сразу домой хочется. Наоборот, приятно ехать куда-то и делать дело.
Мне предлагали блог завести, но это не моё. В соцсетях я не слишком активная. «Инстаграм» есть, но туда только фото для друзей публикую. Сама работа для меня важнее, чем медийность.
Большая мечта — купить Audi
— Я рада, что есть девушки, которые идут в такие профессии. Пусть нас мало, но мы есть. И я хочу, чтобы это стало нормой. Если любишь технику, иди и работай. Неважно, парень ты или девушка. Советую девушкам, которые только задумываются о профессии тракториста или комбайнёра, не бояться. Идти к своей цели спокойно, не обращая внимания на комментарии и стереотипы. Делать то, что действительно хочется. Если есть желание, всё остальное приложится.

— Что касается моих планов, то они у меня простые: отработать год, а дальше учиться на инженера. Мне это интересно. Чувствую, что это моё.
По поводу личной жизни скажу, что пока моё сердце свободно. Никто его ещё не покорил. Я открыта для новых встреч, но особых требований к будущему мужчине у меня нет. Если представить, что парень тоже тракторист, не вижу в этом проблемы. Кто-то считает, что лучше искать партнёра в другой сфере, а кто-то наоборот, ведь тогда есть понимание и общие интересы. Для меня важно одно: чтобы рядом был достойный человек.
Многие интересуется зарплатой. Приоткрою тайну: она средняя для сельского хозяйства (по данным Белстата, составляет 2 165 руб. — Прим. авт.). На хотелки хватает, и это главное. У меня желания простые, но есть одна большая мечта: хочу купить Audi Q8. Почему именно её? Просто нравится. У кого-то мечта из фильма, у кого-то из журнала, а у меня она появилась без особых причин. Права есть, на легковой уже ездила. Так что остаётся только накопить денег и осуществить эту мечту.

— Работа у меня бывает и утром, и вечером, да ещё и в выходные. Нагрузка, конечно, большая, но мне предоставили жильё, и это сильно помогает. Всё-таки я сама из Светлогорска, а не местная, поэтому важно, чтобы было где обустроиться и чувствовать себя спокойно.
Я вижу, что стараются помочь по мере возможности: если что-то нужно, откликаются, поддерживают. Для меня это важно, ведь адаптация всегда непростая, когда оказываешься в новом месте. Но я чувствую, что здесь делают всё, чтобы мне было комфортно, и это даёт уверенность в том, что я справлюсь.