В каких отраслях чаще всего выявляют факты коррупции, а также об упрощении процедуры декларирования доходов и имущества, иных изменениях в антикоррупционном законодательстве корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал первый заместитель прокурора г. Минска Олег Авдей.
— Олег Александрович, в каких отраслях и сферах деятельности больше всего коррупционных проявлений?
— В 2022 году в столице совершено 393 коррупционных преступления (в 2021-м — 330). Наибольшее их количество зарегистрировано в промышленности, торговле, государственном управлении, строительстве, образовании и здравоохранении. К уголовной ответственности привлечены 187 граждан.
67 уголовных дел возбуждено по фактам хищений путем злоупотребления служебными полномочиями. 153 — за получение взяток и 57 — за их дачу, 58 — за злоупотребление служебными полномочиями и т. д.
Например, обвинительный приговор вынесен одному из бывших руководителей «Белкоммунмаша», который в нарушение порядка проведения закупок и совершения сделок с аффилированными лицами неоднократно принимал посредством переводов на банковский счет от директора частной компании деньги (в общей сумме почти 52 000 рублей. — Прим. авт.) за содействие в победе в тендерах. Суд приговорил непорядочного руководителя к семи годам лишения свободы и штрафу в размере 12 800 рублей с лишением на пять лет права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных обязанностей.
— Знаю, работники прокуратуры регулярно проводят проверки исполнения законодательства о борьбе с коррупцией…
— Только в прошлом году нами установлено 311 нарушений норм закона «О борьбе с коррупцией». К ответственности по результатам рассмотрения актов прокурорского надзора привлечено 380 человек.
— Законом Республики Беларусь от 30.12.2022 № 232-З внесены изменения в закон «О борьбе с коррупцией». Также претерпели изменения и иные нормативные акты, связанные с вопросами антикоррупционного законодательства. Расскажите об этом подробнее.
— Ввиду того, что субъектами правоотношений, регулируемых нормами антикоррупционного законодательства, являются граждане, обладающие организационно-распорядительными и административно-хозяйственными обязанностями, а также уполномоченные на осуществление юридически значимых действий, в законе даны определения этих понятий.
Так, организационно-распорядительные обязанности — полномочия по руководству деятельностью организаций, их структурных подразделений, расстановке и подбору кадров, организации службы (труда) работников, поддержанию дисциплины, применению мер поощрения и наложению дисциплинарных взысканий.
Административно-хозяйственные обязанности — полномочия по управлению и распоряжению имуществом, организации учета и контроля за отпуском и реализацией материальных ценностей.
Лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий, — это работники, совершающие действия, в результате которых наступают или могут наступить юридически значимые последствия в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношений, субъектами которых являются иные граждане.
В закон «О борьбе с коррупцией» введена статья 27-1, в которой установлен перечень доходов и имущества, не подлежащих обязательному декларированию. К ним, в частности, отнесены доходы, полученные от участия в различных бонусных программах, предлагаемых банками, организациями торговли и сервиса, от продажи имущества стоимостью не более 40 базовых величин, а также имущество, полученное в качестве подарков, стоимость каждого из которых не превышает 250-кратного размера базовой величины, цифровые знаки (токены).
Также дано четкое определение понятию «подарок, полученный при проведении протокольного и иного официального мероприятия». Его стоимость определена в размере до 20 базовых величин. Следует отметить, что речь идет о получении подарка должностным лицом и не относится к частной жизни человека.