Поговорили с владельцем первой изъятой в стране маршрутки, с которой все началось

27.05.2023 12:38
Транспорт

На днях стало известно, что счет изъятых по новым правилам маршруток пошел на десятки. Усиленные проверки от ГАИ и Транспортной инспекции начались после крупнейшей в истории независимой Беларуси аварии под Смолевичами с участием маршрутки: она унесла жизни 13 человек. И рейды продолжаются, машины попадают под изъятие за «нелегальный извоз». Мы решили дать слово другой стороне — предпринимательнице Елене, у которой, по ее словам, недавно изъяли микроавтобус.

Onliner нашел и владельца первой изъятой маршрутки, с которой все началось.

Фото из открытых источников (иллюстративное)
Фото из открытых источников (иллюстративное)

Суть конфликта

В предыдущих публикациях мы описывали позицию госрегуляторов (МВД и Минтранса). Кратко напомним тезисы. Некоторые перевозчики осуществляют регулярные перевозки под видом нерегулярных. «Нерегуляры» могут обслуживать исключительно группы пассажиров (свадьбы, туры или ритуальные услуги). Однако часто нерегулярные перевозчики работают как регулярные: ездят по расписанию, с маршрутом. Нерегулярным перевозчикам запрещено продавать билеты, ведь у них не может быть более одного заказчика (нужен договор на фрахтование). Это главная претензия со стороны госрегуляторов. Кроме того озвучили намерение изменить ПДД для маршруток.

Хотя, безусловно, в ходе рейдов могут обнаружить и другие нарушения: по линии ГАИ, по вопросам безопасности, соблюдению налогового законодательства. По статистике Госавтоинспекции, с начала года в Минске по вине водителей маршруток и автобусов зарегистрировано 12 ДТП, в результате которых 15 человек пострадали. В том числе эту статистику приводят в качестве аргумента для учащенных проверок. В Мингорисполкоме сделали громкое заявление: «Десять изъятых маршруток не предел. Нелегалы присутствуют и в других регионах (помимо столицы). Будем работать так, чтобы полностью искоренить незаконные перевозки и предоставить нашим гражданам качественный и безопасный сервис».

Мнение бизнеса и ТИ

Елена утверждает, что ведет деятельность в сфере пассажирских перевозок с 2005 года. Она пожелала озвучить свою проблему: «Не дают право получить разрешение на регулярные перевозки, поэтому возим как „нерегуляры“».

«18 мая сотрудники Транспортной инспекции изъяли наш автомобиль, Renault Master 2021 года, подозревая нас в незаконной предпринимательской деятельности. Изъятие автомобиля происходило без составления протокола (необходим по 8.9.6 ПИКоАП. — Прим. Onlíner), без оформления акта описи ТС, без понятых и сотрудников ГАИ (нужны не при изъятии, а при задержании и эвакуации ТС по 8.10 ПИКоАП. — Прим. Onlíner). Ни одного документа или даже фото документа о ведении административного процесса у нас нет. При этом решение о незаконной предпринимательской деятельности выносит суд. (Подчеркнем, 8.9.1 ПИКоАП позволяет изымать средства совершения административного правонарушения на срок до вступления в законную силу постановления по делу. — Прим. Onlíner.) На момент изъятия автомобиля у нас не было выявлено ни единого грубого нарушения, тем более того, что могло бы причинить угрозу и вред пассажирам. Дело только в статусе „регулярный“ и „нерегулярный“ перевозчик. Как собственника меня до сих пор не уведомили, где сейчас мой автомобиль и что с ним. Есть только справка о контрольной закупке, составленная на имя водителя».

«Осуществлять перевозки в нерегулярном сообщении мы вынуждены, так как с появлением нового закона в данной сфере в 2018 году мы ежегодно получаем отказ на заявления получить разрешение на осуществление регулярных перевозок, — объясняет Елена. — Разрешение выдает „Миноблпассажиртранс“, оттуда нам приходят ответы: „не требуется организация по дополнительным рейсам на данном направлении“. При этом до нас доходили сведения, что пассажиры жаловались на отсутствие достаточного для удовлетворения спроса количества машин. В разговорах пассажиры также сравнивали машины: в нашей (2021 года выпуска) есть отопитель салона, кондиционер; а в некоторых автобусах людей перевозят стоя».

Поговорили с владельцем первой изъятой в стране маршрутки, с которой все началось
В качестве примера: очередь на маршрутку из Минска - в Борисов

Поговорили с владельцем первой изъятой в стране маршрутки, с которой все началось
Скриншот видео телеграм-канала "Борисов как есть"

В Транспортной инспекции посчитали необходимым прокомментировать слова бизнесменов: «Елена не является перевозчиком, таковым является другой субъект. Необходимые документы были составлены в отношении именно него. Сотрудники Транспортной инспекции действовали в соотвествии с законодательством. Водитель отказался получать акт описи имущества, при составлении которого присутствовали понятые и сотрудники ГАИ.

При регулярных перевозках учитываются пассажиропоток, требования режима труда и отдыха, скоростной режим, характеристики дорожных условий, маршрут согласовывается с ГАИ. При нерегулярных перевозках ничего из перечисленного по факту не учитывается. А это, на наш взгляд, прямым образом влияет на безопасность. Потому, считаем, нельзя такие нарушения назвать негрубыми или не грозящими безопасности пассажиров».

О комфорте поездок мы решили узнать у пассажиров

Инна: «Живу и работаю в Молодечно. В Воложин езжу в родительский дом с 1987 года. В 2005-м появились маршрутки, и они стали для меня спасением: комфортные, с перерывами в час, можно было сесть около дома и не добираться на автовокзал. С недавних пор маршрутка исчезла. Наверное, буду просить знакомых — в попутку я опасаюсь садиться. На автобусы я просто не успеваю. Они отходят в 9:55, 13:40, 17:40. Это не совпадает с графиком работы. К тому же порой приходится ехать стоя, на участке с грунтовой дорогой в салоне бывает пыльно — здоровье не позволяет мне ехать в таких условиях. Получилось, маршрутку сняли, а удобной альтернативы нет. Я обратилась в справочную службу со своими замечаниями. Там ответили: „Мы вам сочувствуем“. Но мне не сочувствие надо, а доехать».

Марина: «Езжу каждый день из Молодечно в Воложин на работу. График автобусов не совпадает с моим рабочим. Кроме того, ехать приходится 1,5 часа в душном салоне, чаще всего стоя. Это не надуманная проблема. Буквально на днях какая-то девочка упала в обморок в салоне. На маршрутке я добиралась по асфальтированной дороге, с кондиционером, за 30—40 минут. Пока езжу на такси, но это дорого — под 50 рублей в одну сторону».

Поговорили с владельцем первой изъятой в стране маршрутки, с которой все началось

Чего ожидают в дальнейшем?

«Мы хотим получить разрешение, но получаем отказ, — заявляет представитель перевозчика по маршруту Воложин — Молодечно Елена. — А теперь нас подозревают в незаконной предпринимательской деятельности. Отказаться от данного вида бизнеса не можем: для развития дела брали кредиты/лизинги на обновление автопарка, есть и личные финансовые обязательства. По нашей информации, в такой же ситуации оказался и перевозчик, у которого 13 апреля изъяли автомобиль, ездивший по маршруту Минск — Могилев — Быхов. Для нас изъятие — серьезные убытки, потому что машина будет стоять на штрафстоянке один-два месяца. Еще и грозит штраф в 180 б. в. В ближайшие дни еще раз пойдем в Транспортную инспекцию выяснить, что с машиной. Уже работаем с адвокатом. Думаем обращаться в прокуратуру».

В ответах указано, что загрузка пассажирами недостаточна, в дополнительных маршрутах нет нужды, а следовательно, и нет необходимости выдавать разрешение на регулярные перевозки.

Поговорили с владельцем первой изъятой в стране маршрутки, с которой все началось

Поговорили с владельцем первой изъятой в стране маршрутки, с которой все началось

Поговорили с владельцем первой изъятой в стране маршрутки, с которой все началось

Мы также связались с владельцем первой изъятой маршрутки — того самого Mercedes Sprinter 2020 года, который забрали на следующий день после объявления о внедрении практики изъятий. Мужчину зовут Сергей, его автомобиль курсирует по маршруту Минск — Могилев — Быхов. Он утверждает, что суд уже состоялся: «На заседание я не поехал — мне так посоветовали, чтобы не затягивать процесс. Дали штраф в 6000 рублей за незаконную предпринимательскую деятельность. Машину я уже забрал, все оплатил. Поводом для всего разбирательства стало то, что маршрутка делает регулярные перевозки, а по документам есть разрешение только на нерегулярные. Я уже не один год участвую в конкурсе, однако карточку маршрута ни разу не получил. Я бы хотел стать „регуляром“, но не дают возможности. Меня, конечно, удивляет, когда нас называют нелегалами: платим госпошлины, налоги, установлено СКНО. Что здесь нелегального? Проблема только в том, что карточку маршрута не выдают. Сейчас готовим коллективное обращение в Транспортную инспекцию и администрацию с описанием проблемы. Намерены собрать не менее 30 подписей перевозчиков, оказавшихся в похожей ситуации».