«Этот байк и его водитель уже стали визитной карточкой Гомеля», — улыбается Александр, рассказывая про свою работу (хоть и не основную). Он первый в своем городе, кто начал развозить пассажиров на мототакси. На байке — соответствующая оклейка с коротким номером, по которому можно вызвать водителя. Как обстоят дела с клиентами и сколько удается зарабатывать? Onliner рассказывает в новом видео и текстовой версии интервью.
Про тарифы, сезонность и сложный поиск клиентов. Сколько удается зарабатывать на мототакси?
Про Александра в Гомеле и за его пределами знают многие: он часто мелькает на фотографиях туристов в Instagram, на страничках у блогеров и в местной прессе. Байкер — самоучка, права категории А получил только в 36 лет.
— Я родился в Светлогорске, какое-то время жил в Речице, потом перебрался в Гомель, — рассказывает мужчина. — Байками никогда особо не увлекался, но потом случился развод и вся эта мотоциклетная жизнь здорово помогла мне его пережить.
В 2017 году задался вопросом, есть ли у нас в городе мототакси. Узнал, что услуга для страны не нова: ее продвигают в гродненской компании Bertel. Я связался с ребятами, предложил сотрудничать. Спустя год пересел на Honda Gold Wing и начал принимать на ней заказы.
Знаю, что еще раньше, в 2000-х, в столице тоже был свой мототаксист, но он давно не работает. Мне удалось с ним встретиться на Минском море и предложить к нам присоединиться. Но он отказался: семья и все такое.
Важно: «мототакси» — название народное. По факту же услуга называется «арендой мотоцикла с водителем».
Мототакси для Александра — скорее увлечение. Он работает на Гомельском домостроительном комбинате в отделе доставки, а на хобби, приносящее дополнительный доход, тратит свободное время и выходные.
— Иногда приходится жертвовать сном, чтобы чеканить монету, — признается собеседник.
Проблема мототакси — сезонность. Байкер, если погода позволяет, выкатывает «Хонду» из гаража в середине марта и отправляет обратно на зимовку в ноябре. Но при этом, как говорит Александр, мотоцикл такого класса позволяет выезжать в относительно суровую для других двухколесных температуру.
В общем, пока автотаксисты особенно хорошо зарабатывают в новогодние праздники и дождь, их мотоколлеге нужно активно трудиться летом, когда и туристов в городе побольше, и пассажиры не мерзнут во время поездки с ветерком.
Вызвать водителя можно по короткому номеру, но больше желающих приходит, как признается мужчина, «от борта». Александр находит клиентов в популярных тусовочных местах, однако зазывать людей при этом не любит.
— Тарифы у меня давно не менялись: 8 рублей за посадку, 5 километров при этом включены. Чем дальше — тем выгоднее. Третья поездка — за полцены, — продолжает наш герой. — Постоянники? Есть: одна девушка уже раз пять каталась.
Люди меня знают, но заказывают нечасто. Это целый квест — встретить такого смелого, независимого и свободного человека, который не побоится проехаться на таком летнем такси. И одежда, и погода играют свою роль. А некоторые насмотрятся сводок ДТП… Сколько удается зарабатывать? Это очень хаотично. Бывает, что за пятницу ноль, а на следующий день — 100 рублей.
«Мужчина хотел эпатажно появиться на мероприятии». Про необычные заказы
Самые любимые клиента Александра — это те, которые впервые садятся на пассажирское место мотоцикла. Легкий мандраж быстро сменяется эйфорией и неподдельными эмоциями.
— Кого я только не возил! И невесты были, и их подружки. Один мужчина хотел ярко и эпатажно появиться на мероприятии — и я ему в этом помог, — вспоминает собеседник. — Конечно, есть ограничения. Не вожу детей до 12 лет и тех, кто весит больше 120 килограммов. Нетрезвым пассажирам в соответствии с ПДД тоже приходится отказывать.
Все мои клиенты остаются довольны поездкой: никто пока деньги обратно не просил. Но однажды я сам их вернул. Женщина лет 40 даже после моего замечания мешала вести байк и вызывающе себя вела. Включил «аварийку», остановился и еле выпроводил пассажирку.
Самая дальняя моя поездка? Из Минска повез мужчину в Могилев. Там он встретился со своим сыном и дал ему денег на самокат. Пока я катал ребенка, клиент успел пообщаться с бывшей женой. Затем мы вернулись в столицу.
50 рублей «за то, что я такой есть». Щедрые чаевые случаются?
Honda Gold Wing, на которой мототаксист развозит пассажиров, — 1984 года выпуска, отсюда и возрастные «болячки». На одометре около 350 тысяч километров, зимой наш герой планирует поменять мотор.
Попросились на пассажирское сиденье — Александр не отказал. Мотоцикл разгоняется плавно, без рывков. В повороты водитель тоже входит аккуратно: иногда с непривычки хочется схватиться за пассажирские поручни, но в целом чувствуешь, что шанс встретиться с асфальтом совсем невелик. Главное, чтобы никакой автолюбитель не зазевался и не решил в нас перестроиться.
— Почему Gold Wing? Он работает как машина, — уверяет мужчина. — Удобный, комфортный, мягкий, много опций. Клиентам есть за что держаться (а можно вообще не держаться) и куда положить локти. Мотор не заглушает голос, когда общаешься с пассажиром, хорошо слышно музыку. Ее можно подключить по Bluetooth. К слову, о музыке: я сам создаю плейлисты в специальной программе. Однажды ждал клиентов и мимо меня проходили ребята — видимо, танцоры. Они музыку «заценили» и начали танцевать, причем очень круто. По итогу еще и чаевые дали просто так.
Самые большие мои чаевые? Как-то около «Немо» (я тоже там часто подбираю клиентов) ко мне подошел прилично одетый мужчина, с виду бизнесмен, и начал задавать вопросы. Я, если честно, сначала подумал, что он настроен совсем недружелюбно. Но потом в беседе выяснилось, что у мужчины то ли был, то ли еще есть мотоцикл. В один момент он достал из своей сумки 50 рублей и протянул мне, мол, просто за то, что я такой есть. Я предложил его покатать, но он отказался: выяснилось, что у него день рождения и его ждут гости.
Еще один случай — в Минске практически на ходу какой-то парень (наш собеседник считает, что это был айтишник) сунул в руки мотоводителю 20 рублей. Тоже просто «за идею».
— В Китае и Индии такая услуга, как мототакси, очень распространена, это в порядке вещей. А чем мы отличаемся от этих стран? Мы не хуже и не лучше. Так почему мы не можем реализовать это у себя? Я немало слышал о том, что к крупным агрегаторам есть вопросы. Так давайте, я считаю, развивать отечественных извозчиков — и неважно, на мотоцикле или автомобиле, — призывает Александр.