Мотосезон близится к завершению, однако редакция av.by не прекращает рассказывать о редких представителях двухколёсной техники. В центре сегодняшнего материала — BMW R60/2 выпуска 1968 года, над восстановлением которого трудились владелец и энтузиаст-реставратор. Мы уже не раз рассказывали про труды последнего — например, про советские М-72 и К-750. Минчанин не только показал готовый баварский мотоцикл, но и поделился нюансами самого процесса реставрации. Итак, обо всём по порядку, пишет Av.by.
«Проблемой стала растаможка, ведь на раме шестизначный VIN»
Минчанина Павла лишний раз представлять не будем. Мужчина уже мелькал в текстах про советские мотоциклы с колясками К-750 и М-72, на которые было потрачено немало сил и времени. Сегодня говорим с белорусом о BMW R60/2 1968 года выпуска.
— Важно отметить, что я не являюсь владельцем мотоцикла, а помогал ему в восстановлении. Он человек непубличный, оттого доверил мне поведать о деталях процесса. Предыстория такова: с хозяином мы знакомы давно и хорошо дружим; и вот он как-то обмолвился, что видел BMW с коляской на московской выставке. Естественно, захотел себе похожий.
Через несколько лет после нашего с ним разговора я увлёкся покупкой и восстановлением современных байков из США. Тогда взял BMW K1300 GT — отремонтировал его и показал своему другу. Результат понравился. Стоим, значит, разговариваем, а товарищ высказал мысль, что захотел вроде бы и «баварца», но большая мощность современных аппаратов уже неинтересна — возраст не тот.
— Естественно, памятуя про его идею, я по привычке взглянул на предложения на американских сайтах. Случайно наткнулся на BMW выпуска 1962 года, причём абсолютно комплектный и в хорошем состоянии — даже с ключиком в замке зажигания. Просто класс! Мы начали следить за судьбой байка, но за полгода его так и не выставили на аукцион.
И тут внезапно в продаже появляется другой БМВ — на этот раз аварийный, причём с существенными повреждениями. Фара сплюснута, бак примят, крылья кривые и поцарапанные, клапанные крышки с дефектами — одним словом, мотоциклу, по ощущениям, въехали в зад, после чего байк перевернулся и проскользил по асфальту.
Несмотря на серьёзный ущерб, было заметно, что относительно недавно технику реставрировали: свежий окрас, чистенький двигатель и в целом приглядный вид. Окончательным аргументом к покупке стал год выпуска мотоцикла — 1968-й, он же год рождения владельца.
— Когда экземпляр выставили на продажу, мы подключились к торгам — выиграли. BMW доставляли аж из Аляски, причём очень долго. Большой проблемой стала растаможка мотоцикла, ведь у него на раме значится шестизначный VIN, а американцы по документам ему присвоили семнадцатизначный, современный. Пришлось доказывать соответствие инвойсу со всей вытекающей волокитой: письменными претензиями, заявлениями на перепроверку и прочим.
— Купить повреждённые детали было просто нереально. Их нет в наличии, поэтому с большим трудом мы подобрали парня, который взялся за рихтовку деформированных элементов. Он поровнял крылья, из сплюснутой фары сделал нормальную — вытянул вмятины и залудил, сделав рихтовку. Этот же специалист занимался цировками. Очень долго не хотел браться за данную работу ввиду её сложности (одна линия тонкая, вторая — толстая). Рисовать всё это вручную — весьма трудоёмкий процесс.
Когда после рихтовки мы собрали мотоцикл в кучу, нужно было поставить его на учёт. Модель R60/2 пришлось даже вносить в базу, ведь её ранее в Беларуси никто не оформлял. Далее я BMW вновь разобрал, чтобы с самого начала повторить цикл реставрации.
«Маятниковая вилка на двух гидравлических амортизаторах — ноу-хау того времени»
Прежде чем продолжить историю о процессе восстановления, расскажем о самом мотоцикле BMW R60/2. Баварский байк оборудован 594-кубовым оппозитным двухцилиндровым двигателем. Пиковая мощность — 30 лошадиных сил, а максимальная скорость — 142 км/ч.
Заводской индекс модели указывает на установленный двигатель, ведь в Германии производили модификации с разным рабочим объёмом моторов. Трансмиссия представлена 4-скоростной коробкой передач, сухим однодисковым сцеплением и карданной передачей.
Пуск двигателя в модели производится кикстартером. Система подвески представлена передней маятниковой вилкой с гидравлическим амортизатором.
BMW R60 производился с 1959-го по 1966-й, когда вышла обновлённая версия R60/2 — её выпускали в течение последующих трёх лет.
— На самом деле моделей R-серии было несколько: R50, R60 и R69, — добавляет Павел. — Они выпускались со слегка разными характеристиками с 1951-го по 1970-й. Тогда время ощущали немного иначе — поколения не так часто обновлялись. Если на «первенцы» устанавливали сиденья-лягушки, похожие на советские, то позже, как у этого БМВ, использовался люксовый вариант — совмещённое сиденье-диван. Здесь более высокий и комфортный руль, а также имеются поворотники.
— Передняя маятниковая вилка на двух гидравлических амортизаторах — ноу-хау своего времени, которое достаточно долго продержалось на мотоциклах BMW. Благодаря этой особенности байк отлично проглатывает неровности. Хотя такое решение привносит небольшие минусы. К примеру, возникает виляние на крутых поворотах. В целом хорошая вилка для плохих дорог.
— Двигатель — обычный «оппозитник» с воздушным охлаждением, но уже верхнеклапанный, то есть более современный и мощный. Всё достаточно примитивно, хотя сделано очень качественно и добротно. Допустим, прародитель этого BMW и советских мотоциклов общий — R71/1. С него пошли такие представители двухколёсной техники СССР, как М-72. Потом Советы начали выпускать верхнеклапанный байк М-61. Опять же, если сравнивать напрямую, баварцы делали качественнее. Всё гармонично, эстетично и надёжно — ничего лишнего не торчит и не портит силуэт. Советские образцы выходили топорными и менее элегантными.
— Несмотря на почтенный возраст мотоцикла, ехать на нём комфортно можно даже по кольцевой при скорости 90—100 км/ч. Он не разрывается, как зачастую случается с ретробайками. Звук работы двигателя благородный, а разгон плавный. Тяга — уверенная и «сочная». Передачи здесь более длинные: на экземплярах из СССР может не хватать повышенной, включая четвёртую. У BMW R60/2 — широкий диапазон работы третьей.
Тормоза ещё колодочные, старого образца, однако довольно широкие, за счёт чего байк отлично оттормаживается.
«Купить генератор, реле и катушку — до 1 500 евро за комплектный хлам»
— Несмотря на послереставрационное состояние, всё-таки ущерб от ДТП усложнил нам работу, — продолжает Павел. — Как я уже говорил, серьёзно деформированный корпус головной оптики восстановили, в фаре осталась только часть спидометра — всю верхушку снесло. Полностью тюнинговый руль мы заменили на оригинальный — со всеми рычагами и комплектующими. Примятый бак и кривые крылья вытягивали. Колёса с рамой и вовсе были окрашены порошковым составом.
Если бы не удалось восстановить фару, то аналогичная оригинальная в Германии обошлась бы в 1 000 евро.
— Единственное, чего не коснулись мои руки, — двигатель с коробкой передач. Там стояла новая цилиндро-поршневая группа, только повреждённые клапанные крышки заменили. Редуктор пришлось перебрать, так как он был в порошковой краске. Его пескоструили, убирая состав и шагрень после самой процедуры. Короче говоря, требовалось заново разобрать, устранить дефекты и собрать.
— Мелкий крепёж — винты и болты — отдали на цинкование. В это время я занялся колёсами, ведь ободы должны быть хромированными, а не в чёрной порошковой краске. Часть элементов стеклоструилась, а алюминиевых — полировалась. Спицы в диски пришлось натягивать по классике — на вывешенном колесе, чтобы правильно отрегулировать радиальное и осевое биение.
Шины оказались отличной олдтаймеровской репликой — их мы оставили. Раму полностью перекрасили, после чего я закинул её на стапель и установил двигатель. Поэтапно восстанавливались вилка, задняя подвеска, а потом и редуктор.
— Проводка частично перебиралась: основной заводской жгут сохранился, а всё новодельное вырезали и выбросили. Мы поначалу расстроились, так как на мотоцикле стоит современная чешская система зажигания типа Dynamo (цена порядка 600 евро), которой не нужен аккумулятор, хотя он есть в байке — для освещения. Установлено свежее оборудование на 12 вольт с датчиком Holo и электронным блоком.
Надо сказать, сделали здорово: так продумано, что, пока не вскроешь крышку и не снимешь бак, отыскать современные механизмы не получится. Сперва хотели купить и поставить олдскульное шестивольтовое оригинальное зажигание, но пришли к выводу, что это жутко дорого, а отыскать детали в хорошем состоянии почти невозможно. Будет ли оно работать? Большой вопрос. Так решили оставить систему зажигания, тем более её не видно на самом мотоцикле.
— Чисто для понимания… Купить генератор плюс реле и катушку — до 1 500 евро за комплектный хлам. Причём это всё пришлось бы перемотать и восстановить, чтобы оно работало. Пара хороших карбюраторов — 1 200 евро. Оригинальный ключик зажигания BMW — 50 евро, — делится расценками мужчина. — Достаточно дорого обошлось хромирование — порядка 1 000 долларов, только за ободы заплатили $500.
— Кстати, о комплектующих! Мелкие оригинальные детали и клапанные крышки двигателя мне привозили знакомые из Германии. Находили их в основном на eBay. Оптика с ободком фары также докупалась. Одно ухо, которое держит фару, приобрели в заводской упаковке, новенькое — 70 евро. Доставать запчасти безумно сложно: обнаружить можно только в Европе и США за баснословные деньги. Тамошние коллекционеры тоже охотятся за деталями, ведь BMW R60/2 получил статус олдтаймера. Тем более что модель годится и для повседневной езды.
На этапе работы с проводкой мотоцикл был почти полностью собран, однако не хватало ручек и рычагов — не удавалось купить. К примеру, на руль ручку с корпусом пришлось брать с более возрастной версии, так как корпус подходил, а сам рычаг — нет. Первую партию мелочовки привезли из Германии, остальное точечно заказывалось за рубежом.
— Изначально мотоцикл с завода получался без тюнинга, однако владелец захотел дуги безопасности, кофры и поворотники (бюджетные версии выпускались без них). Собственно, он приобрёл дуги от полицейского исполнения, хотя и в потрёпанном виде. С элементов пришлось удалять кронштейны под сирены и мигалки. Зато из них сделали гражданские дуги. Багажник тоже был с трещинами, и его четыре раза отдавали на пайку латунью. По итогу всё получилось здорово: он сделал мотоцикл объёмнее.
— Долго возились с сиденьем, которое было порвано. Перекошенный каркас рихтовался мной, а сверху вклеивался чехол.
Из последнего — установили поворотники (200 евро) и зеркало заднего вида, поэтому получилась максимальная комплектация. Хотя все кронштейны под коляску имелись, её решили не приобретать: всё-таки изначально байк мы покупали без бокового прицепа.
— С циферблатом спидометра работал художник, исправляя царапины. В ободке со стеклом (от советского К-750) я сам просверлил отверстие для оси суточного пробега. Внутреннее кольцо тоже подошло, хотя долго не знал, как его закатать туда. В итоге бормашинкой откатал небольшую канавку, чтобы образовалось прослабленное место в латунном листовом металле и завальцовка была ровной, а хромированное покрытие не испортилось. Визуально смотрится отлично — получилось так, как в оригинальном исполнении.
— Ввязавшись в реставрацию BMW R60/2, заплатите вы много, особенно если каких-то запчастей изначально не хватает. Да и те отыщешь только на мотобазарах и в небольших фанатских сообществах. Советские мотоциклы я знаю едва ли не наизусть, но в данном случае пришлось копаться в профильной литературе и интернет-ресурсах. Тем не менее, хотя всё добывалось по крупицам, обнаружить информацию удавалось.
— Я сам результатом тоже доволен, ведь процесс захватывает: многие детали невозможно купить, а изготовить их заново реально только по фотографиям. Переходник на руле создавался по чертежу, сделанному из масштабированной картинки. Выглядит как оригинальная деталь.
Кое-где пружинки — тоже сделали по фотообразцам. Долго не мог понять, за счёт чего держится индикатор зарядки и «нейтралки», пока не нарыл в интернете изображение весьма специфической пружинки. Её изготовил самостоятельно и внедрил — одна из многих мелочей, которые отнимают кучу времени.
— Владелец не подбивал общую стоимость, так как проект не коммерческий, а исключительно для себя — вариант выходного дня. Предположу, сумма не ограничивается $13 тысячами. Результатом, естественно, очень довольны. К примеру, в США и Европе мотоциклы BMW R60/2 в сопоставимом состоянии стоят от 15 тысяч долларов и более. Ещё заметил, что американцы нередко покупают дороже те экземпляры, где внедрены современные элементы. Для них важнее эксклюзивность, а не оригинальность проекта. Мы же стремились к аутентичному образу байка.