GYM Express 24/7 | Фитнес клуб в Бресте с тренажёрами премиум класса

«Проблемой стала растаможка, ведь на раме шестизначный VIN». Белорус про восстановление мотоцикла BMW 1968 г. в.

27.09.2023 12:25
Транспорт

Мотосезон близится к завершению, однако редакция av.by не прекращает рассказывать о редких представителях двухколёсной техники. В центре сегодняшнего материала — BMW R60/2 выпуска 1968 года, над восстановлением которого трудились владелец и энтузиаст-реставратор. Мы уже не раз рассказывали про труды последнего — например, про советские М-72 и К-750. Минчанин не только показал готовый баварский мотоцикл, но и поделился нюансами самого процесса реставрации. Итак, обо всём по порядку, пишет Av.by.

Мото

«Проблемой стала растаможка, ведь на раме шестизначный VIN»

Минчанина Павла лишний раз представлять не будем. Мужчина уже мелькал в текстах про советские мотоциклы с колясками К-750 и М-72, на которые было потрачено немало сил и времени. Сегодня говорим с белорусом о BMW R60/2 1968 года выпуска.

Мото

— Важно отметить, что я не являюсь владельцем мотоцикла, а помогал ему в восстановлении. Он человек непубличный, оттого доверил мне поведать о деталях процесса. Предыстория такова: с хозяином мы знакомы давно и хорошо дружим; и вот он как-то обмолвился, что видел BMW с коляской на московской выставке. Естественно, захотел себе похожий.

Через несколько лет после нашего с ним разговора я увлёкся покупкой и восстановлением современных байков из США. Тогда взял BMW K1300 GT — отремонтировал его и показал своему другу. Результат понравился. Стоим, значит, разговариваем, а товарищ высказал мысль, что захотел вроде бы и «баварца», но большая мощность современных аппаратов уже неинтересна — возраст не тот.

Мото

— Естественно, памятуя про его идею, я по привычке взглянул на предложения на американских сайтах. Случайно наткнулся на BMW выпуска 1962 года, причём абсолютно комплектный и в хорошем состоянии — даже с ключиком в замке зажигания. Просто класс! Мы начали следить за судьбой байка, но за полгода его так и не выставили на аукцион.

И тут внезапно в продаже появляется другой БМВ — на этот раз аварийный, причём с существенными повреждениями. Фара сплюснута, бак примят, крылья кривые и поцарапанные, клапанные крышки с дефектами — одним словом, мотоциклу, по ощущениям, въехали в зад, после чего байк перевернулся и проскользил по асфальту.

Несмотря на серьёзный ущерб, было заметно, что относительно недавно технику реставрировали: свежий окрас, чистенький двигатель и в целом приглядный вид. Окончательным аргументом к покупке стал год выпуска мотоцикла — 1968-й, он же год рождения владельца.

Мото

Мото

Мото

— Когда экземпляр выставили на продажу, мы подключились к торгам — выиграли. BMW доставляли аж из Аляски, причём очень долго. Большой проблемой стала растаможка мотоцикла, ведь у него на раме значится шестизначный VIN, а американцы по документам ему присвоили семнадцатизначный, современный. Пришлось доказывать соответствие инвойсу со всей вытекающей волокитой: письменными претензиями, заявлениями на перепроверку и прочим.

Мото

— Купить повреждённые детали было просто нереально. Их нет в наличии, поэтому с большим трудом мы подобрали парня, который взялся за рихтовку деформированных элементов. Он поровнял крылья, из сплюснутой фары сделал нормальную — вытянул вмятины и залудил, сделав рихтовку. Этот же специалист занимался цировками. Очень долго не хотел браться за данную работу ввиду её сложности (одна линия тонкая, вторая — толстая). Рисовать всё это вручную — весьма трудоёмкий процесс.

Когда после рихтовки мы собрали мотоцикл в кучу, нужно было поставить его на учёт. Модель R60/2 пришлось даже вносить в базу, ведь её ранее в Беларуси никто не оформлял. Далее я BMW вновь разобрал, чтобы с самого начала повторить цикл реставрации.

Мото

Мото

Мото

Мото

Мото

Мото

Мото

Мото

Мото

Мото

Мото

Мото

Мото

«Маятниковая вилка на двух гидравлических амортизаторах — ноу-хау того времени»

Прежде чем продолжить историю о процессе восстановления, расскажем о самом мотоцикле BMW R60/2. Баварский байк оборудован 594-кубовым оппозитным двухцилиндровым двигателем. Пиковая мощность — 30 лошадиных сил, а максимальная скорость — 142 км/ч.

Мото

Заводской индекс модели указывает на установленный двигатель, ведь в Германии производили модификации с разным рабочим объёмом моторов. Трансмиссия представлена 4-скоростной коробкой передач, сухим однодисковым сцеплением и карданной передачей.

Мото

Пуск двигателя в модели производится кикстартером. Система подвески представлена передней маятниковой вилкой с гидравлическим амортизатором.

BMW R60 производился с 1959-го по 1966-й, когда вышла обновлённая версия R60/2 — её выпускали в течение последующих трёх лет.

Мото

Мото

Мото

Мото

— На самом деле моделей R-серии было несколько: R50, R60 и R69, — добавляет Павел. — Они выпускались со слегка разными характеристиками с 1951-го по 1970-й. Тогда время ощущали немного иначе — поколения не так часто обновлялись. Если на «первенцы» устанавливали сиденья-лягушки, похожие на советские, то позже, как у этого БМВ, использовался люксовый вариант — совмещённое сиденье-диван. Здесь более высокий и комфортный руль, а также имеются поворотники.

Мото

— Передняя маятниковая вилка на двух гидравлических амортизаторах — ноу-хау своего времени, которое достаточно долго продержалось на мотоциклах BMW. Благодаря этой особенности байк отлично проглатывает неровности. Хотя такое решение привносит небольшие минусы. К примеру, возникает виляние на крутых поворотах. В целом хорошая вилка для плохих дорог.

Мото

— Двигатель — обычный «оппозитник» с воздушным охлаждением, но уже верхнеклапанный, то есть более современный и мощный. Всё достаточно примитивно, хотя сделано очень качественно и добротно. Допустим, прародитель этого BMW и советских мотоциклов общий — R71/1. С него пошли такие представители двухколёсной техники СССР, как М-72. Потом Советы начали выпускать верхнеклапанный байк М-61. Опять же, если сравнивать напрямую, баварцы делали качественнее. Всё гармонично, эстетично и надёжно — ничего лишнего не торчит и не портит силуэт. Советские образцы выходили топорными и менее элегантными.

Мото

— Несмотря на почтенный возраст мотоцикла, ехать на нём комфортно можно даже по кольцевой при скорости 90—100 км/ч. Он не разрывается, как зачастую случается с ретробайками. Звук работы двигателя благородный, а разгон плавный. Тяга — уверенная и «сочная». Передачи здесь более длинные: на экземплярах из СССР может не хватать повышенной, включая четвёртую. У BMW R60/2 — широкий диапазон работы третьей.

Тормоза ещё колодочные, старого образца, однако довольно широкие, за счёт чего байк отлично оттормаживается.

Мото

Мото

Мото

Мото

«Купить генератор, реле и катушку — до 1 500 евро за комплектный хлам»

— Несмотря на послереставрационное состояние, всё-таки ущерб от ДТП усложнил нам работу, — продолжает Павел. — Как я уже говорил, серьёзно деформированный корпус головной оптики восстановили, в фаре осталась только часть спидометра — всю верхушку снесло. Полностью тюнинговый руль мы заменили на оригинальный — со всеми рычагами и комплектующими. Примятый бак и кривые крылья вытягивали. Колёса с рамой и вовсе были окрашены порошковым составом.

Если бы не удалось восстановить фару, то аналогичная оригинальная в Германии обошлась бы в 1 000 евро.

Мото

Мото

— Единственное, чего не коснулись мои руки, — двигатель с коробкой передач. Там стояла новая цилиндро-поршневая группа, только повреждённые клапанные крышки заменили. Редуктор пришлось перебрать, так как он был в порошковой краске. Его пескоструили, убирая состав и шагрень после самой процедуры. Короче говоря, требовалось заново разобрать, устранить дефекты и собрать.

Мото

— Мелкий крепёж — винты и болты — отдали на цинкование. В это время я занялся колёсами, ведь ободы должны быть хромированными, а не в чёрной порошковой краске. Часть элементов стеклоструилась, а алюминиевых — полировалась. Спицы в диски пришлось натягивать по классике — на вывешенном колесе, чтобы правильно отрегулировать радиальное и осевое биение.

Шины оказались отличной олдтаймеровской репликой — их мы оставили. Раму полностью перекрасили, после чего я закинул её на стапель и установил двигатель. Поэтапно восстанавливались вилка, задняя подвеска, а потом и редуктор.

Мото

Мото

Мото

Мото

Мото

Мото

— Проводка частично перебиралась: основной заводской жгут сохранился, а всё новодельное вырезали и выбросили. Мы поначалу расстроились, так как на мотоцикле стоит современная чешская система зажигания типа Dynamo (цена порядка 600 евро), которой не нужен аккумулятор, хотя он есть в байке — для освещения. Установлено свежее оборудование на 12 вольт с датчиком Holo и электронным блоком.

Надо сказать, сделали здорово: так продумано, что, пока не вскроешь крышку и не снимешь бак, отыскать современные механизмы не получится. Сперва хотели купить и поставить олдскульное шестивольтовое оригинальное зажигание, но пришли к выводу, что это жутко дорого, а отыскать детали в хорошем состоянии почти невозможно. Будет ли оно работать? Большой вопрос. Так решили оставить систему зажигания, тем более её не видно на самом мотоцикле.

Мото

Мото

Мото

— Чисто для понимания… Купить генератор плюс реле и катушку — до 1 500 евро за комплектный хлам. Причём это всё пришлось бы перемотать и восстановить, чтобы оно работало. Пара хороших карбюраторов — 1 200 евро. Оригинальный ключик зажигания BMW — 50 евро, — делится расценками мужчина. — Достаточно дорого обошлось хромирование — порядка 1 000 долларов, только за ободы заплатили $500.

Мото

Мото

Мото

Мото

— Кстати, о комплектующих! Мелкие оригинальные детали и клапанные крышки двигателя мне привозили знакомые из Германии. Находили их в основном на eBay. Оптика с ободком фары также докупалась. Одно ухо, которое держит фару, приобрели в заводской упаковке, новенькое — 70 евро. Доставать запчасти безумно сложно: обнаружить можно только в Европе и США за баснословные деньги. Тамошние коллекционеры тоже охотятся за деталями, ведь BMW R60/2 получил статус олдтаймера. Тем более что модель годится и для повседневной езды.

На этапе работы с проводкой мотоцикл был почти полностью собран, однако не хватало ручек и рычагов — не удавалось купить. К примеру, на руль ручку с корпусом пришлось брать с более возрастной версии, так как корпус подходил, а сам рычаг — нет. Первую партию мелочовки привезли из Германии, остальное точечно заказывалось за рубежом.

Мото

— Изначально мотоцикл с завода получался без тюнинга, однако владелец захотел дуги безопасности, кофры и поворотники (бюджетные версии выпускались без них). Собственно, он приобрёл дуги от полицейского исполнения, хотя и в потрёпанном виде. С элементов пришлось удалять кронштейны под сирены и мигалки. Зато из них сделали гражданские дуги. Багажник тоже был с трещинами, и его четыре раза отдавали на пайку латунью. По итогу всё получилось здорово: он сделал мотоцикл объёмнее.

Мото

Мото

— Долго возились с сиденьем, которое было порвано. Перекошенный каркас рихтовался мной, а сверху вклеивался чехол.

Из последнего — установили поворотники (200 евро) и зеркало заднего вида, поэтому получилась максимальная комплектация. Хотя все кронштейны под коляску имелись, её решили не приобретать: всё-таки изначально байк мы покупали без бокового прицепа.

Мото

Мото

Мото

Мото

Мото

Мото

Мото

— С циферблатом спидометра работал художник, исправляя царапины. В ободке со стеклом (от советского К-750) я сам просверлил отверстие для оси суточного пробега. Внутреннее кольцо тоже подошло, хотя долго не знал, как его закатать туда. В итоге бормашинкой откатал небольшую канавку, чтобы образовалось прослабленное место в латунном листовом металле и завальцовка была ровной, а хромированное покрытие не испортилось. Визуально смотрится отлично — получилось так, как в оригинальном исполнении.

Мото

— Ввязавшись в реставрацию BMW R60/2, заплатите вы много, особенно если каких-то запчастей изначально не хватает. Да и те отыщешь только на мотобазарах и в небольших фанатских сообществах. Советские мотоциклы я знаю едва ли не наизусть, но в данном случае пришлось копаться в профильной литературе и интернет-ресурсах. Тем не менее, хотя всё добывалось по крупицам, обнаружить информацию удавалось.

Мото

Мото

Мото

Мото

— Я сам результатом тоже доволен, ведь процесс захватывает: многие детали невозможно купить, а изготовить их заново реально только по фотографиям. Переходник на руле создавался по чертежу, сделанному из масштабированной картинки. Выглядит как оригинальная деталь.

Кое-где пружинки — тоже сделали по фотообразцам. Долго не мог понять, за счёт чего держится индикатор зарядки и «нейтралки», пока не нарыл в интернете изображение весьма специфической пружинки. Её изготовил самостоятельно и внедрил — одна из многих мелочей, которые отнимают кучу времени.

Мото

— Владелец не подбивал общую стоимость, так как проект не коммерческий, а исключительно для себя — вариант выходного дня. Предположу, сумма не ограничивается $13 тысячами. Результатом, естественно, очень довольны. К примеру, в США и Европе мотоциклы BMW R60/2 в сопоставимом состоянии стоят от 15 тысяч долларов и более. Ещё заметил, что американцы нередко покупают дороже те экземпляры, где внедрены современные элементы. Для них важнее эксклюзивность, а не оригинальность проекта. Мы же стремились к аутентичному образу байка.

Мото

Мото