Девушками в такси или за рулем тягача сейчас мало кого удивишь. И даже на СТО их можно встретить, причем не только в качестве клиенток. Специально к 8 Марта мы отыскали несколько таких героинь, пишет Автобизнес.
Владелица СТО: "Никогда не обманываю своих сотрудников и жду от них того же"
В 2006 году Анна устроилась на работу экономистом в компанию, которая занималась конверсионной техникой и проектированием скоростных автоматических линий. Потом руководитель решил открыть собственную СТО, директором которой назначил Анну. Спустя время девушка стала совладелицей станции, а потом полностью взяла на себя все процессы.
"По образованию я экономист, окончила "нархоз", то есть больших познаний в ремонте авто у меня на тот момент не было. Думаю, директор предложил мне руководить СТО, потому что понимал, что мне можно доверять. Я считаю себя целеустремленной, ответственной, к тому же у меня технический склад ума. Я люблю машины, механизмы, причинно-следственные связи, то есть больше склонна к технике, чем к стилю, красоте, фантазиям. До этого год руководила косметологическим центром, но поняла: не мое".
За почти 16 лет работы Анна многому научилась.
"В чем-то разбиралась и раньше, многое приходилось узнавать в процессе работы. Даже сейчас не стесняюсь подходить к мастерам, задавать им какие-то вопросы, а если что-то непонятно, читаю, разбираюсь до конца. Мне это интересно, ведь, несмотря на то, что самой заниматься ремонтом не приходится, знание основ необходимо для решения спорных ситуаций: надо понимать, какие манипуляции приводят к результату, что может произойти от неправильных действий мастера, а что – от усталости механизмов или из-за действий самого автомобилиста. Хорошая возможность повысить уровень была, когда у нас проводились независимые экспертизы, – появлялся шанс пообщаться с экспертами, понаблюдать за их работой".
Анна получила "права" в 2006 году, с тех пор водит активно, на авто проехала всю Европу. Сама может сделать мелкий ремонт в своем Nissan Micra, но серьезные работы всегда доверяет мастерам.
"При необходимости я могла бы выполнить многие виды работ, но стараюсь этого не делать. Все же ремонт автомобиля – это тяжело с физической точки зрения. Есть много сильных и смекалистых девушек, но я считаю, что в этом случае лучше выбрать интеллектуальный труд. Все же девушка должна оставаться девушкой и дать возможность быть сильными мужчинам".
По словам Анны, самая большая сложность в ее работе заключается в подборе персонала.
"В нашей сфере много специфических людей. У многих проблемы с алкоголем, а если человек не пьет, то у некоторых проявляется какая-то безответственность. Например, я назначаю собеседование для 10 человек, а приходит только один, и никто не позвонит и не предупредит, что не придет. Свежий пример – взяла на работу слесаря, несколько раз созванивались, подтвердили все, а он в назначенный день так и не вышел. Некоторые еще на собеседовании заявляют, что не хотят работать под руководством женщины.
Сложности возникают и с партнерами. Например, начальники транспортных цехов на крупных предприятиях, как правило, мужчины старше 40 лет, и они поначалу не воспринимают меня всерьез. Только в процессе общения, когда понимают, что я действительно разбираюсь в автомобилях, удается перевести беседу в конструктивное русло. Но в том, что я женщина, есть и свои преимущества. Уверена, это помогает мне во время переговоров, так как женщины более тонко реагируют на изменение динамики и могут вовремя перевести общение в нужное русло. Где-то я могу позволить над собой пошутить – это разряжает обстановку. С поставщиками женщина может позволить себе попросить о чем-то, и они охотнее идут на уступки".
Наша собеседница говорит, что всегда честна со своими сотрудниками и старается делать все, чтобы они с удовольствием ходили на работу.
"Я очень трепетно отношусь к честности и искренности, и все мои сотрудники знают, что я никогда не стану обманывать их, но и от них жду того же. Несколько раз мне приходилось увольнять людей за вранье, и, несмотря на то, что это были хорошие специалисты, я сделала это без угрызений совести. Сейчас у нас очень дружный коллектив. И очень приятно, что и с некоторыми клиентами сложились дружеские отношения. Они иногда заезжают к нам просто на чашку кофе и даже поздравляют с праздниками – на Новый год дарят шампанское и мандарины, а на 23 февраля в этом году клиентка привезла нашим мастерам торт".
Колорист: "Инструктор в автошколе очень удивлялся, что я хорошо разбираюсь в автомобилях"
Ольга занимается подбором автоэмалей, хотя училась на экономиста. С машинами она хотела связать себя с детства:
"В 17 лет исполнила давнюю мечту – пошла учиться на "права". И моего инструктора всегда очень удивляло, что я знаю, где находятся какие элементы, жидкости. Откуда я это все знала? Наверное, везде узнавала понемногу, потому что мне всегда было интересно читать об автомобилях. Плюс у отца была машина, я иногда наблюдала, как он ее ремонтировал.
С 2016 года устроилась на работу продавцом автоэмалей в родной Вилейке. Перед этим самостоятельно училась около трех месяцев: руководитель дал литературу, которую надо было самостоятельно изучить, а потом сдавала что-то типа экзамена. Конечно, были и сложности, но каждый раз брала себя в руки и училась дальше, потому что понимала, что хочу работать именно здесь. Потом начала работать, правда, колеровкой особо не занималась – город небольшой, спросом у нас пользовались баллончики, банки.
В 2017 году мне предложили работу колориста в Минске. И тут меня ждали сложности: в Вилейке я работала с двумя производителями красок, а здесь ассортимент оказался гораздо больше. Пришлось изучать все практически с нуля, и я очень благодарна за помощь моей коллеге Фатиме, которая помогла во всем разобраться.
Сейчас мы с ней работаем в одном из торговых центров в Минске, работы по колеровке тут много. По готовой формуле, которую выдает нам компьютер, мы смешиваем компоненты, затем делаем тест-напыл и решаем, следует нам колеровать краску дальше или нет. Иногда получается, что с первого раза краска попадает в цвет, но иногда приходится хорошенько поломать голову над тем, чтобы получить нужный оттенок.
В покраске автомобиля результат зависит не только от колориста, но и от того, как краска будет нанесена. Поэтому лучший результат будет, когда мастера по покраске и подбору хорошо знают друг друга. В этой профессии много мужчин, но немало работает и женщин. У нас много постоянных клиентов, которые приходят по отзывам из интернета или по "сарафанному радио", и они относятся к нам хорошо. Люди с улицы изначально могут относиться с некоторым сомнением, потому что не знают нашей работы, но доверяют, и мы стараемся это доверие оправдать. К тому же считается, что у женщин шире диапазон различаемых оттенков, то есть от природы они лучшие колористы, чем мужчины. Хотя, конечно, я знаю многих колористов-мужчин, которые виртуозно подбирают оттенки.
Главный интерес и сложность нашей работы возникает тогда, когда приходят клиенты, машины которых покрашены как-то необычно или в необычный цвет. Таких людей сейчас немало. Человеку нужно перекрасить какой-то элемент, и я должна выяснить, как и с помощью чего он был окрашено. Если мастер, который красил, оставлял какие-то пометки, решить эту задачу несложно. Но если никаких ориентиров нет, разработка формулы и метода покраски может занять несколько дней".
"С мужчинами работать проще и интереснее, чем с женщинами"
Юлия тоже работает колористом, уже 8 лет, а прошлым летом с супругом открыла фирму по подбору автоэмалей.
"Я очень люблю свою работу, не представляю жизнь без красок, – рассказывает девушка. – С детства очень много рисую. Колористом стала работать по случайному стечению обстоятельств. Устроилось продавцом в магазин по подбору автоэмалей в городе Бобруйске. Наблюдая за работой нашей колористки, поняла, что это очень творческая работа и именно то, чем я хотела бы заниматься. Мне дали возможность попробовать, и у меня стало получаться. Затем я переехала в Минск на постоянное место жительства и сразу же стала искать работу колориста. Это было несложно, так как специалистов в этой сфере очень мало".
Сейчас у Юлии с мужем своя фирма, клиентская база наработана, и люди давно не удивляются, что работает с ними женщина.
"Обязанности колориста заключаются в следующем: я определяю состав первоначальной краски, выбираю нужный цвет по специальным образцам, на которых указан цвет авто и код краски, вношу эти данные в программу на компьютере. Программа выдает рецепт краски, а я смешиваю компоненты по этим данным. Потом делаю пробную покраску, сравниваю полученной оттенок с оригинальным цветом авто под разным освещением и углами зрения. Затем наступает самое интересное – колеровка, то есть придание готовой краске необходимого оттенка".
Девушка обучалась покраске автомобилей в Твери и говорит, что при необходимости могла бы сама покрасить автомобиль.
"Большинство моих клиентов – мужчины, на работе у нас преимущественно мужской коллектив. Работать мне комфортно, на мой взгляд, даже проще, интереснее, чем с женщинами. Клиенты относятся к женщине-колористу хорошо. Нам простительны многие ошибки, но мы стараемся их, конечно же, не допускать. Если говорить о будущем, я хотела бы заниматься этим и дальше, узнавать новое в сфере кузовного ремонта и покраски".
Бывшая владелица СТО: "Занималась стартерами и генераторами – с ними проще справиться"
В 2019 году Александра переехала из Гродно в Лиду со своими тремя детьми и братом и открыла там СТО. Причем она занималась не только документами, но и сама ремонтировала автомобили клиентов.
"В детстве я была пацанкой. Очень любила автомобили, собирала наклейки Turbo, играла в машинки – у меня даже не было ни одной куклы. Нравились не женские виды спорта: дзюдо, хоккей. Спортом занималась профессионально: дзюдо посвятила 10 лет, хоккею – 7".
Потом девушка окончила строительный лицей, получила удостоверение машиниста башенного крана и 10 лет проработала на стройке. Плюс несколько лет работы на автомойке, красный диплом юриста. Но в конце концов вместе с братом решила осуществить давнюю мечту о собственной станции техобслуживания.
"Мой отец занимался автозапчастями, мы с братом с детства интересовались машинами, задавали ему вопросы. Максим отучился на автослесаря, сейчас у него пятый разряд, а я – самоучка. Наша СТО занималась стартерами и генераторами – с ними девушке справиться проще. В дальнейшем планировали развиваться, хотели заниматься детейлингом, восстанавливать ретроавтомобили. Но так сложилось, что в 2020 году СТО пришлось закрыть, я с детьми переехала в Калининград. Там устроилась на работу машинистом башенного крана, потому что найти работу по этой специальности было легче. Но проработала недолго – я коммуникабельный человек, работа с людьми мне больше импонирует. Поэтому взяла в аренду машину и пошла работать в такси".
В такси Александру приняли без проблем – стаж вождения большой, "права" категорий "В" и "С". Во время одной из поездок она и познакомилась со своим мужем.
"Как-то вечером приехала на вызов в центр города. Ко мне сели два парня и всю дорогу не могли решить, кого первым довезти до дома, потому что водитель – девушка. Одного из них я высадила и собиралась ехать по следующему адресу, но меня ждало фиаско. Во дворе я попыталась развернуться и въехала в фонарный столб. Мне еще никогда не было так стыдно, потому что за 10 лет за рулем это было мое первое в жизни ДТП, а еще и с пассажиром.
Хуже всего было то, что через 4 дня нужно было ехать к хозяину авто на осмотр, а задний бампер разлетелся в щепки. Но парень повел себя как настоящий джентльмен и взял ситуацию в свои руки. За два дня мы с ним объездили все "разборки", нашли подходящий бампер, сами его сняли, подобрали краску в тон, нашли место, где его быстро покрасили. В итоге через 4 дня машина у хозяина стояла как из салона, а этот пассажир в итоге стал моим мужем. Сейчас я в декретном отпуске, но после того случая у нас возникла мысль открыть свою СТО. Кстати, чуть меньше года назад в Калининград переехал и мой брат. Он устроился работать на СТО и ждет, когда мы откроем свою станцию".
По мнению Александры, работа на СТО сложна физически, и если женщина хочет работать с автомобилями, ей нужно выбирать те виды работ, где не нужна сила.
"Даже если женщина хорошо разбирается в технике, она остается женщиной. Мы слабее физически, и это нужно принять. На моей СТО в Лиде мы делали тот минимум, с которым я могла справиться. Можно заниматься кузовными работами, но это вредно для здоровья, потому что ты постоянно дышишь химией. Можно пробовать себя в детейлинге, уборке салона, восстановлении пластика и кожи, полировке кузова, автостайлинге.
Слесарка – это тяжелый труд. Даже поменять пробитое колесо на трассе бывает сложно, потому что не хватает физической силы. Конечно, женщина со всем справится, если рядом нет надежного мужчины. Но сейчас мне в этом плане повезло. Муж поддерживает и разделяет мое увлечение автомобилями, но работа слесарем для меня теперь табу. Когда мы откроем свою СТО, я буду заниматься только организационными моментами".