Мы не раз писали о белорусах, которые увлекаются коллекционированием масштабных моделей машин и имеют 500 и даже 1000 экземпляров. Коллекция героя этого материала скромнее – всего около 60 машин, но отличается она от других тем, что часть этих автомобилей он сделал сам. Мы поговорили с Виталием о его увлечении и о том, можно ли на этом заработать, пишет Автобизнес.
"Коллекционирование масштабных моделей – недетское увлечение"
Мечта коллекционировать масштабные модели у нашего героя была с детства, однако свою первую модель он купил около 10 лет назад. Тогда в киосках "Белсоюзпечати" стали массово продаваться журналы с простыми коллекционными моделями автомобилей. Первым был "Москвич-407", позже Виталий его продал. А потом и сам начал покупать сборные модели, модифицировать купленные готовые автомобили и продавать их.
"Я не являюсь поклонником какой-то определенной марки или модели авто, мне просто было интересно коллекционирование. Сначала я покупал журнальные серии. Со временем глубже вникал в тему, стал общаться на профильных форумах, делиться опытом с другими коллекционерами, обращать внимание на недостатки заводских моделей. Так возникло желание заниматься моделизмом самостоятельно", – рассказывает он.
Виталий наглядно показывает, как выглядит модель до и после изменений. Например, в ГАЗ-53 на первом фото – заводские стойки зеркал и стеклоочистители. Над машиной на втором фото Виталий поработал – стойки зеркал заменил на детали, сделанные путем фототравления. Согласитесь, выглядит гораздо аккуратнее.
"Амур-53131" на этом фото – полностью заводская модель, над которой еще предстоит длительно трудиться. По словам Виталия, чтобы модель выглядела более натурально, в ней как минимум придется заменить зеркала, стеклоочистители, фары и "габариты", шины, брызговики и поработать над ходовой частью.
Вот так выглядят задние световые приборы в недорогих заводских моделях – они просто покрашены (на первом фото). В моделях подороже или ручной работы они сделаны из пластика и выглядят гораздо более натурально (второе фото). Но чтобы их заменить, нужно проделать большую работу: старые предварительно необходимо спилить, затем новые либо приклеиваются вместо них, либо кабина перекрашивается, после чего детали приклеиваются на нужное место.
"В недорогих заводских моделях много нюансов – неровное окрашивание, подтеки, "топорность", ненатуральный вид некоторых агрегатов. Например, на одной модели я обнаружил на стекле отпечаток пальца в краске. Нюансы могут быть и в моделях подороже. Например, в ВАЗ-2101, который собирал по запчастям из журнала, крышка капота заметно отличается по цвету от остальной машины. Также в недорогих моделях часто устанавливают пластиковые шины, которые я обычно меняю на резиновые. Можно заменить брызговики – они или покупаются готовыми в специальных магазинах, или изготавливаются самостоятельно. Недавно мне на форуме посоветовали попробовать сделать их из выкрашенного в черный цвет материала для натяжных потолков. Все эти переделки занимают от нескольких дней до нескольких месяцев, но после этого машина выглядит уменьшенной копией настоящей", – говорит Виталий.
Самый популярный масштаб у коллекционеров – 1:43, но в коллекции у Виталия есть модели в масштабе 1:8. Это ЗиС-110 и ВАЗ-2101. Эти машины продавались по запчастям в журналах, на сборку каждой из них ушло больше двух лет. Скорость сборки таких моделей отчасти зависит от количества выпусков – обычно их 120-130. Машины такого масштаба интересны тем, что в них могут загораться фары, опускаться зеркала, солнцезащитный козырек, открываться багажник и лючок бензобака. Но не у всех хватит терпения, чтобы в течение нескольких лет еженедельно приобретать каждый выпуск журнала. Поэтому Виталий считает, что продать такие машины за те деньги, которые в них были вложены, проблематично.
"Собрать такую машину непросто уже потому, что нужно купить все выпуски журнала, не пропуская. Например, уменя нет выпуска, где была крышка бардачка, – и уже полгода безуспешно ищу эту деталь в интернете. В Беларуси модель ВАЗ, как у меня, продают за 2200 рублей, но я сомневаюсь, что за эту цену в ближайшее время найдутся желающие ее купить. Это ведь стоимость старенькой иномарки и даже больше стоимости оригинала на ходу. Поэтому такие модели я собирал исключительно из собственного интереса, а когда закончу ремонт в комнате сына, поставлю ему на полку", – рассказывает мастер.
Это не легкие деньги, а скорее хобби с небольшим доходом
Собирает и красит модели Виталий дома – для этого на балконе он организовал покрасочную мини-камеру. Модели красятся автомобильными красками с помощью компрессора и практически по тем же принципам.
Разве что антикоррозийной обработке кузова у моделей не уделяется внимание. Из инструмента у Виталия отвертки, "болгарка", гравер, которым он обычно зачищает модели, есть даже специальная модельная штукатурка и суперклей.
"Покраска – один из самых сложных этапов работы. Чтобы снять с модели старую краску, я использую средство для прочистки труб: снимаются все пластиковые элементы, кузов погружается в емкость примерно на сутки. Старая краска сходит, после чего кузов зачищается, грунтуется и красится. Финишное покрытие должно быть идеально ровным, но иногда оно по разным причинам не ложится равномерно. Тогда снимается и наносится заново. Особенно сложно красить модели, которые имеют несколько цветов, – увеличивается риск появления подтеков".
На фото – процесс перекраски
Если покраска прошла успешно, на кузов наносится лак. После этого собираются пластиковые детали, и тут уже можно дать волю фантазии: можно найти прототип и сделать автобус или грузовик похожим на оригинал, а можно придумать что-то интересное – добавить шторки, наклейки.
Например, этот автомобиль первоначально был обычной "Волгой", но Виталий превратил его в пикап, отпилив заднюю часть. Кроме того, машина была перекрашена, заменены колесные диски. Но она еще не готова – нужно найти подходящие габариты и фары.
Этот автобус – "техпомощь" из Санкт-Петербурга до начала работы и после. В отличие от обычного автобуса "техпомощь" короче, у нее две входные двери. Поэтому для того, чтобы модель соответствовала оригиналу, заднюю часть пришлось отпилить, а сам автобус перекрасить.
"Я занимаюсь в основном грузовым и общественным транспортом. С легковыми машинами работать сложнее, потому что они еще меньше. И ко мне обращались знакомые, которые хотели модель какой-то конкретной машины или общественного транспорта. Например, мы раньше жили в Зеленом Луге, моя жена ездила на работу на троллейбусе №1. Я тогда еще с моделями не работал, а коллекционированием увлекался, поэтому заказал у знакомого прототип троллейбуса, на котором она ездила. А сейчас меня товарищ попросил сделать автобус МАЗ 35-го маршрута в подарок".
А один из этих МАЗов Виталий сделал для себя – точно такой автобус с таким номером ездил по Минску во время чемпионата мира по хоккею в 2014 году. Причем Виталий сохранил максимальное сходство – распечатал наклейки, номер маршрута, затонировал стекла пленкой.
Модель МТЗ-3522 давно нашла нового владельца, но фото сохранилось.
Эта модель ЗиЛ-130 – копия настоящего автомобиля, который снимался в фильме "Ночной дозор". Она куплена готовой, Виталий заменил зеркала заднего вида, шины и диски, стеклоочистители.
А ЛАЗ-4202 раньше был желтым. Сейчас он красного цвета и оклеен рекламой фирмы, которая его выпустила.
"Этот трактор-трудягу мне привезли из России. Сам я до такого уровня еще не "дорос". Обывателю может показаться, что в нем нет ничего особенного, но мне как человеку, который сам красит модели, видно, что тут использованы специальные пигменты, виден уровень мастерства человека по покраске и нанесению материалов", – рассказывает мастер.
Скорость сборки зависит от качества исходной модели и объема работ. Например, ГАЗ-53 Виталий доделывает уже месяц, а сборную модель Т-153 из 66 деталей собрал за 3 дня.
Виталий не является коллекционером в обычном смысле, так как некоторые модели он собирает и продает. Для этого он зарегистрировался как индивидуальный предприниматель и платит налог в зависимости от суммы выручки. Однако, по его словам, последнее время интерес к покупке моделей значительно упал, поэтому он не хочет вкладывать деньги в модели, которые потом не сможет продать.
"Обычно я покупаю модель, собираю ее или модернизирую, а после выставляю на продажу. Были времена, когда на этом можно было заработать и 100, и 500 рублей в месяц. Сейчас я чувствую, что интерес к моделям низкий. Покупателями у меня были люди и из Минска, и из областных центров, и из деревень. Россияне интересуются, но обычно у нас ничего не заказывают – у них достаточно своих мастеров, это направление там развито лучше, чем у нас. Самыми покупаемыми моделями у нас всегда были "копейки", ВАЗ-2104 и -2106, "москвичи", из грузовиков в Беларуси самые ходовые – МАЗы. Но покупателей сейчас крайне мало. Так что, если раньше это было хобби, с помощью которого можно было получить какую-то прибавку к зарплате, то сейчас я занимаюсь этим только для своего удовольствия и осваиваю новые техники".
Модели Виталий заказывает в минской фирме, которая привозит их оптом из Китая. Так проще, к тому же есть кому предъявить претензии, если модель будет повреждена во время доставки из другой страны. Детали, сделанные путем фототравления, запчасти и другое мастера в Минске заказывают в специализированных интернет-магазинах.
Что касается стоимости самих моделей, то бюджетная модель грузовика стоит около 20-30 рублей. После того как мастер поработает над ним, грузовик можно будет продать примерно за 60-90 рублей. Примерно столько же будет стоить и качественно выполненная заводская модель, а цена некоторых изготовленных на заводе моделей в масштабе 1:43 может достигать и 300 рублей.
В конце беседы мы поинтересовались у Виталия, где общаются и делятся опытом коллекционеры моделей, знает ли он единомышленников из Минска.
"Нюансов в моделинге много, и специалисты делятся секретами на одном российском форуме – RC-Forum. В Минске раньше тоже проходили встречи в ДК железнодорожников, но уже года 4 никто не собирается. Во время общения мы обсуждали качество моделей, давали друг другу советы, как лучше сделать тот или иной элемент, делились опытом. Например, чтобы сделать надпись, моделисты используют декаль – переводные картинки, которые продаются в специальных магазинах. Для изготовления шторок прекрасно подходит бумага для оформления букетов. Руль или сиденья можно взять из другой модели или заказать в интернете, а аксессуары, например, ведерко для ГАЗ-53, делают методом фототравления и склеивают".