Полтора года назад индивидуальный предприниматель Виталий Казимиров посмотрел увлекательное видео о ростках пшеницы и других полезных растениях и решил заняться разведением микрозелени. Свой проект по выращиванию побегов зеленых культур гомельчанин так и назвал – Green Sprout, по-русски – «зеленый росток». Как Виталий обустроил экоферму и насколько прибыльным оказалось его новое увлечение – в материале.
«На старт потратил $1 000»: о первых шагах в бизнесе
Виталий как индивидуальный предприниматель занимается отделочными работами, натяжными потолками. Идеей выращивать полезный продукт загорелся после просмотра в интернете видео о микрозелени. В качестве эксперимента закупил экстракты и семена, оборудовал в частном доме стеллаж на 5м2 с освещением и кондиционированием. На все ушло около тысячи долларов.
– На тот момент информации о выращивании микрозелени было немного. Что-то читал, смотрел в интернете недорогие обучающие курсы. Но они давали немного. Науку в основном постигал самостоятельно, методом проб и ошибок. И мне безумно понравилось этим заниматься. Хотя многие мои знакомые не понимали, с чего это я вдруг начал выращивать базилик и салат, – рассказывает предприниматель.
На раскрутку проекта изначально тратил небольшие деньги. На таргетированную рекламу в Instagram в месяц уходило до $20.Но пользы от этого оказалось немного, и Виталий Казимиров решил продвигать свой стартап Green Sprout самостоятельно, через социальные сети. Сегодня в его аккаунте Instagram – около 3,5 тысячи подписчиков.
Молодой предприниматель завел даже канал на YouTube. Предприниматель показывает свои будни и дает полезные советы по выращиванию микрозелени.
«Без тещи ничего бы не получилось»: о растущем спросе и новых расходах
И дело быстро пошло. Микрозелень Виталия стала разлетаться как горячие пирожки. Чтобы удовлетворить покупательский спрос, стеллажа уже не хватало. Первый успех окрылил гомельского предпринимателя, и он решил развивать любимое дело. Виталий переоборудовал гараж под вертикальную экоферму площадью 100 м2. За полгода сам выполнил строительные работы, частично оборудовал автоматическими системами освещения, вентиляции, кондиционирования. Потратил на все около $12 000.
На сегодняшнем этапе каждую неделю можно разводить до 1,5 тысяч контейнеров с полезными и питательными ростками овощных и зеленых культур. Например, в молодом горохе в 10 раз больше витаминов, чем у взрослых растений.
– Основные затраты потянули не столько стройматериалы, сколько само оборудование. В основном с финансированием фермы помогли родители жены. Без них проект просто не состоялся бы. Но ферму еще нужно довести до ума. Наладить систему полива. На это нужно еще около $3 000. И тогда в месяц можно будет выращивать до 6 000 лотков микрозелени. Сейчас все усилия уходят на это», – делится Виталий.
«С магазинами не работаю – слишком затратно»: нюансы бизнеса на микрозелени
Сейчас Виталий выращивает 15 культур. Среди наиболее популярных у клиентов – базилик, горох, подсолнечник, редис, кресс-салат. Лоток с растущей микрозеленью предприниматель продает за 3 рубля, со срезанной – на 2 рубля дороже.
В первую очередь предприниматель подстраивается под конкретные потребности гомельских ресторанов и суши-баров. Они заказывают определенные культуры и объемы. Виталий выращивает и развозит для них товар каждую неделю. Остальное покупают любители здорового питания.
С магазинами предприниматель не работает. Оформление пакета сопроводительных документов требует дополнительных расходов. А их и так хватает. Те же семена гомельчанин покупает небольшими партиями в Удмуртии. Так, чтобы хватило на 2-3 месяца работы. Стоимость зависит от культуры и объемов закупок. Например, 5 кг гороха обходятся в 1 500 российских рублей.
– Пытался найти поставщиков из местных фирм, но именно удмуртские семена отличаются качеством. У них – 98% прорастания семян.
Важно подобрать и качественный грунт. Виталий экспериментирует с различными типами субстрата, например кокосового, льняного, торфобрикета.
«Совмещаю бизнес на микрозелени с отделкой потолков»: как развивается проект сегодня
Проект Виталия постепенно растет, но все еще находится на этапе становления. Поэтому пока больше съедает денег, чем приносит.
– Я бы хотел, чтобы выращивание микрозелени стало моим основным видом деятельности, но сегодня это нереально. Чтобы увлечение переросло в масштабный бизнес, требуются серьезные вложения. Для получения прибыли нужно выращивать большие объемы микрозелени. Еще вопрос, будут ли они востребованы. Люди в последнее время стали больше уделять внимания здоровому питанию. Но в магазине обычный человек купит скорее килограмм мяса, чем несколько лотков микрозелени.
Пока предприниматель совмещает увлечение с отделкой потолков. Нанять дополнительно работника Виталий не может – на это нет денег. Хотя помощь бизнесмену очень нужна: разведение микрозелени требует ежедневного внимания. Ростки используют в пищу на 4-14 день после высадки. Они набирают максимальную концентрацию полезных веществ в течение 7 дней при соблюдении должного ухода и микроклимата. Если нарушить условия – урожай потерян.
– Я знаю многих людей, которые брались за это дело. Но быстро бросали, поскольку понимали, что не все так просто. Для этого нужно соблюдать множество условий по уходу. И главное – нужно быть увлеченным человеком. Меня очень вдохновляет, когда я вижу, как рождается жизнь маленьких ростков, как они развиваются, – рассказывает Виталий Казимиров.
Сам предприниматель, несмотря на то, что проект пока не приносит прибыли, бросать свой стартап не собирается. А планирует вырастить Green Sprout до полноценного бизнеса. Довести до ума экоферму, официально зарегистрировать бренд Green Sprout и выйти с товаром в крупные гомельские магазины.