Фото pixabay (иллюстративное)
Путь к усыновлению у всех разный и чем-то схожий. Каждый руководствуется своими соображениями, когда принимает решение усыновить или удочерить ребенка. Для кого-то это единственная возможность почувствовать себя мамой или папой, стать полноценной семьей, подарить малышу нерастраченные любовь и ласку. У кого-то собственные дети уже подросли или покинули семью, а потенциал родительской заботы и нежности еще очень огромен. Герои нашего материала согласились поделиться своей радостью и счастьем – быть папой и мамой. Чтобы их история помогла родителям найти себе детей, а детишкам, обделенным судьбой, обрести счастье семейной жизни, чтобы вдохновить потенциальных кандидатов и сказать им: «Действуйте! Как можно быстрее!»
Этот Новый год Николай, Марина и Богдан (имена героев изменены по их просьбе) впервые провели втроем. Но еще совсем недавно никакого втроем не существовало. Были двое взрослых, можно сказать, отчаявшихся стать родителями. Решению усыновить ребенка предшествовали дни и годы испытаний.
– Мы с мужем в браке восемь лет. Счастливых лет, лишь одно нас огорчало – мы были бездетной семьей. Не хватало детского смеха в доме, бесконечных приятных хлопот о маленьком человеке. Конечно, мы использовали все возможности, чтобы родить ребенка, – делится с нами Марина. – Порой казалось, что наша семейная жизнь – сплошные обследования в больнице, прохождение каких-то процедур. Серьезных проблем врачи не выявляли, но и не давали ответа, что у нас не так.
Это сейчас она рассказывает все с улыбкой, а семейная пара пережила определенные кризисные моменты. Наступает время, теряется вера, что все получится, теряется вера в врачей, и ты говоришь себе: «Все хватит, я сделала все, что могла». Так описывает Марина период, когда, казалось бы, она опустила руки, сдалась. Психологическое состояние не самое лучшее: окунаешься в бездну отчаяния и безысходности, слезы, постоянная необходимость уйти с работы, нервы на пределе – невыносимо морально, да и материально, конечно, непросто. Любовь супругов, их бережное отношение друг к другу мотивировали продолжать бороться за свое счастье. Около года Николай с Мариной брали передышку, восстанавливались, а потом снова начинали хождение по кругу по мукам и верить. Анализ, еще один, процедура… За эти годы какие только анализы не сдавали – хоть в космос лететь!
Инициатором самого важного решения в их жизни стала Марина – принять отказного ребенка в свою семью. Желание, как росток, зарождалось в сердце и росло, укоренялось. Оно не приходит сиюминутно, наша героиня вынашивала его долго, словно малыша, месяц за месяцем, года полтора, обдумывала, обсуждала с мамой, в кругу знакомых был пример воспитания усыновленного ребенка. Такое решение должно быть только обоюдным. Поэтому Марина долго собиралась с духом откровенно поговорить об этом с супругом. Страшно было не найти понимания и поддержку.
– В первый момент, наверное, я согласился, чтобы просто поддержать жену. Видел, как ей необходимо отдать свою любовь, почувствовать себя мамой, – признается Николай. – Так было в самом начале. Постепенно, собирая документы и проходя обучение, понимал, что это нужно нам обоим, это важно нашей семье. – К моей огромной радости, муж согласился и поддержал меня! Его поддержка дала нам обоим силы и уверенности, – дополняет Марина. – Есть разные формы приема ребенка в семью, но мы сразу определили, что это будет только усыновление.
Процедура усыновления пугала, но в то же время давала надежду. Николай с Мариной обратились в органы опеки и попечительства отдела по образованию. Начали сбор документов, прошли серьезное медицинское обследование, психологическое тестирование, обязательное обучение в школе приемных родителей в социально-педагогическом центре. Нужно было доказать свою адекватность и свои намерения, что нет каких-то корыстных целей. Имея на руках документы, Николай и Марина встали на учет кандидатов в усыновители в Национальный центр усыновления.
– В желаемых параметрах ребенка, которые пишут родители, мы указали возраст – хотели до года, хотя понимали, что шансы минимальны, поэтому указали до двух лет, – рассказывает Марина. – Да, мне хотелось девочку, а мужу – сына, приняли решение пол малыша не указывать. Для нас было важным состояние здоровья ребенка, без врожденных заболеваний. Для воспитания ребенка с особенностями и проблемами здоровья нужны моральные силы и, надо говорить честно, немалые финансовые возможности.
Так совпало, что в тот момент, когда супруги готовились стать кандидатами на усыновление, они прошли процедуру экстракорпорального оплодотворения – воспользовались бесплатной попыткой по государственной программе. Подготовка началась еще до начала оформления документов на усыновление – некоторые анализы делаются достаточно долго, да и организм необходимо хорошо подготовить. Попытка, к сожалению, оказалась безуспешной…
Процедура усыновления – дело нескольких месяцев, а ответственность за малыша родители берут на всю жизнь. Когда Николай и Марина стали на очередь в мае, они оказались в длинном листе ожидания – свыше 220 таких же семейных пар, ждущих своих детей. Приготовились к долгому ожиданию, но, как оказалось, нет. Уже через несколько недель им позвонили и предложили первую кандидатуру для усыновления.
– Нам дают небольшое время для обдумывания и принятия решения – будем ли мы встречаться с ребенком, – продолжает рассказывать Марина. – Очень непросто – за несколько часов понять и прочувствовать это. Нам чаще предлагали деток с проблемами здоровья, хотя в анкете мы указывали желаемые параметры. Я и сама просматривала базу данных на информационном портале Национального центра усыновления – слезы наворачивались от каждой фотографии ребенка. Перед нами не было цели перебрать сотни анкет, мы просто ожидали. Момент выбора – самый тяжелый в процедуре усыновления.
Очередной звонок и приглашение посмотреть малыша, совсем кроху, слегка застал Марину врасплох. Николай находился в отъезде, но, поговорив с женой по телефону, сказал: «Соглашайся! Мы едем знакомиться с малышом!» Они и сейчас до конца не осознают, почему именно им позвонили, ведь в списках были еще не в самых первых рядах, а желающих усыновить малышей гораздо больше!
Пока ехали на встречу, столько всего обдумали, такими томительными и волнительными были минуты ожидания в машине и непосредственно под дверью отделения. Наконец-то им показали малюсенькое чудо, которому было две недельки от роду. В тот момент и у Николая, и у Марины что-то перевернулось. Первый малыш, с которым они познакомились, оказался их.
– Мы видим его и мгновенно каждый из нас ощущает – это наш ребенок, наш малыш! Нам не надо было время на раздумье, мы были готовы забрать его тут же, если бы это было возможно, – рассказывает Николай. – Нам предоставили полную информацию о ребенке, рассказали о состоянии здоровья. Были небольшие вопросы, но, как мы разобрались позже, совсем несерьезные. Мы подписали согласие на усыновление.
Вернувшись домой, супруги тут же подали документы в суд, чтобы как можно быстрее забрать сына. С момента знакомства до того, как Богдан приехал домой, прошло, как им казалось, бесконечно длинных две недели.
– Была ли процедура усыновления очень сложной? – задаю вопрос семейной паре.
– По сути органы опеки должны проверить досконально, кому на воспитание передают ребенка, понять, готовы ли родители психологически. В суде дело рассмотрели и приняли решение в нашу пользу. Если у семейной пары действительно есть желание стать настоящими родителями, то это не такая уж проблема собрать все документы и пройти обучение.
После решения суда Марине с сыном пришлось недолго вместе побыть в больнице – об этом позаботились и предложили врачи. Поначалу ей казалось это совсем не нужным, а буквально через день она поняла, что это придало ей уверенности и что адаптация важнее даже для родителей, чем для малютки, а под присмотром врачей все происходит спокойно. И вот оно счастье – они едут с маленьким сынишкой домой! Уже нет никого ближе и роднее для них, чем этот живой комочек на руках! Они сделают все, чтобы это маленькое сердечко согревалось и расцветало в их родительской любви! Хотя и опасались по дороге домой – вдруг проснется и будет плакать, а они не смогут успокоить, опасались остаться одни ночью дома – а если у них что-то не получится, а если у них чего-то не хватит? Первые ночи и дни они будут помнить всегда: это, безусловно, одновременно беспокойный и счастливый отрезок в их жизни.
– Я просыпалась, чтобы посмотреть на сына, чтобы понять, что это не сон, что он рядом, погладить его, поцеловать. Он сопит и пахнет молочком, а я плачу. Думаете от счастья? От счастья, конечно, но в первые месяцы плакала по ночам потому, что не могла понять, как можно это чудо, это солнышко бросить, отказаться от него? Что заставило ту, которая носила его девять месяцев под своим сердцем, оставить и уйти?! Малыши не виноваты, что люди, родившие их, не могут воспитывать или не хотят этих детей.
Теперь мама Марина испытывает все прелести материнства и декретного отпуска: подгузники, прикормы, первые шажочки, первые звуки и слова, произнесенные сынишкой, ежедневные прогулки с коляской. Сейчас между ребенком и родителями формируется крепкая эмоциональная связь. Маленький Богдан сегодня активно растет, радуется жизни. И удивительно похож на свою маму Марину: посторонний наблюдатель может и не понять, что он стал их сыном только год назад. Он абсолютно их, самый родной и самый любимый! Родители не мыслят себя без своего ребенка. Николай признался нам: «Это такое счастье! Просто не передать! Надо было лишь сделать это намного раньше! Сын дал столько эмоций в повседневной жизни, каждый день, каждую минуту. Когда ты вечером видишь, как этот носик-курносик спит и сопит, ты осознаешь – вот оно самое тихое семейное счастье!..» Супруги теперь каждый день качают малыша в колыбели своей любви и счастья. Сын научил их еще больше радоваться жизни и ценить ее моменты.
Николай и Марина точно знают, как пахнет самое настоящее счастье – детским тельцем, запахом макушки на подушке, молочком, отутюженными распашонками и ползунками. Они точно знают, как выглядит настоящее счастье – оно обнимает их своими маленькими ручонками и называет мамой и папой. Они точно могут сказать: «Не бойтесь становиться счастливыми и подарить свое счастье другому!»
Богдан – всеобщий любимец папы и мамы, бабушек и дедушек. Они в нем души не чают! Проблем с реакцией окружения на усыновление практически не было. Родственники, близкие, друзья приняли эту новость очень тепло, искренне поддержали, завалили подарками, никто не показал непонимания. Были разговоры, о каком-то подвиге, что как, мол, вы решились? Но супруги не согласны, когда так о них говорят.
Осторожно интересуюсь у Николая и Марины, есть ли желание еще раз стать родителями и усыновить еще одного ребеночка.
– Об этом заговорили чуть ли не через пару дней, как сын оказался дома, – с улыбкой искренне говорят супруги. – Мы готовы к этому, у нас есть огромное желание еще раз стать мамой и папой. Вот только пусть еще немножко Богдан подрастет, и рядышком с ним появится сестричка.
Семейная пара согласилась рассказать о своем опыте родительства, чтобы те люди, которые хотят стать мамой и папой, осознали, что есть дети, больше всего на свете нуждающиеся в родителях, чтобы не сомневались – им ничто не мешает подарить ребенку семью. Конечно, каждый должен прийти к усыновлению сам. Но, возможно, история Николая, Марины и Богдана сделает чей-то дом полным, звенящим счастливым детским голосом, наполненным теплом семейного очага.
– Мы будем рады, если поможем хотя бы одной семейной паре и одному ребенку стать семьей, заботиться друг о друге, дарить свою любовь, – подводит итог нашего разговора глава семьи.
Ирина Василечко, главный специалист органов опеки и попечительства отдела по образованию Березовского райисполкома:
– Усыновление в Республике Беларусь считается приоритетной формой. Попав в семью, ребенок становится своим, родным не только по ощущениям, но и юридически. При этом биологические родители, если они есть, теряют все права на ребенка и теряют с ним связь. Если вы хотите взять ребенка на воспитание, необходимо обратиться в органы опеки и попечительства по месту жительства и сказать, что желаете стать усыновителем. Как вообще происходит эта процедура и какие требования к усыновителям? Об этом вам подробно расскажут в органах опеки и попечительства отдела по образованию, телефон 9-50-58 или в социально-педагогическом центре, телефон 4-21-10. Расскажут о необходимых документах, психологической диагностике, подготовке кандидатов к родительской роли.
За 2022 год в нашем районе усыновлено шесть детей, двое деток нашего района усыновлены в другие регионы, в 2023-м – четыре ребенка. К концу декабря 2023 года три семейные пары на базе СПЦ прошли обязательное обучение по подготовке к приему детей в семью. В январе они получили акты обследования условий жизни кандидатов в усыновители, обратились в Национальный центр усыновления и теперь ждут процедуру знакомства с детьми.