В экономический суд Брестской области обратилось с иском ООО «ОптикомАВ» в лице управляющего в деле о банкротстве должника.
Истец настаивал о признании недействительной сделки по розничной купли-продажи механического транспортного средства, заключенной юридическим лицом, являющимся правопредшественником истца, и одним из граждан.
Управляющий указывал на то, что договор купли-продажи был заключен по существенно заниженной цене, а потому сделка имела характер дарения, которая была совершена в течение одного года до начала производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве).
Ответчик иск не признал, ссылаясь на то, что сделка являлась возмездной и отсутствуют доказательства того, что цена продажи имущества являлась существенно заниженной относительно его рыночной стоимости, так как спорный погрузчик находился в технически неудовлетворительном состоянии.
Суд, исследовав и оценив представленные доказательства в совокупности, проанализировав нормы действующего законодательства, пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Было установлено, что согласно договору от 3 сентября 2020 года по товарной накладной продавец (позднее присоединившийся к истцу) передал покупателю экскаватор-погрузчик за 30 132 белорусских рубля. Спорным договором определены условия о товаре: наименование, количество и стоимость товара. Таким образом, довод ответчика о том, что данный договор является незаключенным, суд посчитал несостоятельным.
При этом материалами дела подтверждалось, что ранее экскаватор-погрузчик был приобретен по договору лизинга за 257 322,27 белорусских рублей (с учетом выкупной стоимости). Ответчик принял товар согласно акту приема-передачи без замечаний к техническим условиям погрузчика и необходимости его доработки.
На дату совершения спорной сделки стоимость погрузчика составляла 196 510 белорусских рублей, что подтверждалось заключением-справкой об оценке рыночной стоимости, признанного судом допустимым и достоверным доказательством.
Принимая во внимание, что цена, за которую ответчику был продан экскаватор-погрузчик, существенно ниже его стоимости, определенной при приобретении его по договору лизинга, суд пришел к выводу о том, что оспариваемый договор совершен не в пользу должника по цене. То есть имеет характер дарения, а, соответственно, договор розничной купли-продажи механического транспортного средства является недействительной сделкой.
Выводы суда первой инстанции признаны законными и обоснованными по результатам пересмотра судом апелляционной и кассационной инстанций. Судебное постановление вступило в законную силу.