Фото из открытых источников (иллюстративное)
На стенах древней башни в Каменце есть надписи и изображения, сделанные в разные времена. К примеру, на 5 ярусе латиницей выцарапана надпись 1619 года, в которой упоминается имя Теодор. На единственном сохранившемся с прежних времен зубце башни есть надпись начала 20 века на немецком языке – не исключено, что в годы Первой мировой войны один из немецких солдат поднялся на зубцы и оставил о себе память по аналогии с «здесь был Вася». Но есть и символы, значения которых долгое время не мог понять никто. Научному сотруднику филиала музея «Каменецкая башня» Илье Бадаку в этом году удалось не только «расшифровать» один из таких символов, но и пролить свет на некоторые белые пятна в истории Каменца. С ним – наш разговор.
– Илья, в прошлом году вы защитили интересную работу касательно Каменца в период Магдебургского права и даже подготовили для НК несколько публикаций на эту тему. Сейчас вы взяли в разработку тему Каменецкого наместничества в 14-16 веках. Чем она вас привлекла?
– Мы хорошо знаем период 13 века – время правления Владимира Васильковича. Знаем также, что Каменец держал великий князь Кейстут, а после него Януш Мазовецкий, Ягайло и Витовт. А дальше своего рода пропасть, потому что великие князья в Каменце лично присутствовали изредка, а потому назначали сюда своих наместников. Наместник полностью подчинялся князю, управлял волостью, готовил замок на случай осады – словом, был государственным мужем, чиновником, в отличие от войта времен Магдебургского права, который в первую очередь отстаивал интересы горожан. Причем город, особенно на первых порах, давался в наместничество либо людям, которые были очень близки к великокняжескому двору, либо близким по родству. И вот этот период изучен и раскрыт очень мало, хотя хорошо задокументирован. Это объясняется тем, что Каменец был городом пограничным. Здесь постоянно шли конфликты между Русью, Литвой и польской Мазовией. Город постоянно переходил из одних рук в другие. Соответственно, и наместники менялись очень часто. Тем не менее, мне удалось проследить в хронологической последовательности каменецких наместников вплоть до 17 столетия. И в книге литовской метрики, относящейся к периоду правления Сигизмунда Кейстутовича (1434-1440 годы), мне попалась на глаза запись, повествующая о том, что Каменец передается от Давгерда новому наместнику – Андрею Владимировичу. Собственно, с этой записи и начала раскручиваться история, которая помогла определить значение изображений, начертанных на стене башни.
– А можно об этих изображениях чуть подробнее? Что на них и где они?
– В одной из бойниц на 4 ярусе башни. Это два выцарапанных на кирпичах шестиугольника с ломаными линиями у основания и в завершении. Ломаные выступы формируют углы, уст ремленные вверх. На вершинах углов – кресты. Боковые верхние углы имеют петли. В одном случае они загнуты внутрь, в другом – вовне. Между этими двумя изображениями отдельно находится третье – очень четкое изображение «лапчатого» креста. Изначально предполагалось даже, что так могло быть обозначено место чьей-то смерти. На севере Беларуси сохранились надмогильные камни с высеченными на них крестами в разных видах, и в нашей башне в некоторых бойницах на кирпичах есть изображения возвышенности с крестом, точь-в-точь, как описаны в книге исследовательницы Аллы Квятковской. Наверняка так могло быть обозначено место, где кто-то погиб – возможно, в бойницу залетела вражеская стрела. Но эти символы – со схематичными шестиугольниками – все-таки больше напоминали геральдические символы. Но все это оставалось лишь одним из предположений.
– Вернемся к новому наместнику Каменца – Андрею Владимировичу. Как вы поняли, что речь идет именно о Каменце-Литовском, а не о Каменце-Подольском? Не могла случиться путаница? До сих пор забиваешь в поисковую строку Каменец, а зачастую выдается информация о Каменце Подольском…
– Тут надо помнить, что после смерти Витовта вспыхнула гражданская война, и Каменец Подольский был захвачен в пользу польской короны, так что распоряжаться им и назначать туда своего наместника Сигизмунд Кейстутович никак не мог. Так что речь может идти только о Каменце-Литовском. Это, так сказать, внешнеполитические факторы. Я стал выяснять, кто такой князь Андрей Владимирович, и выяснилось, что он – сын князя Владимира Ольгердовича Киевского и внук Ольгерда. В одной из книг мне попалось изображение монет Владимира Ольгердовича, которые начали при нем чеканить – и я просто не поверил своим глазам. Герб князя, отчеканенный на этих монетах, в точности соответствовал древ ним изображениям в бойнице на 4 ярусе нашей башни. Вплоть до загнутых внутрь и вовне петель, включая «лапчатый» крест. Дальше – больше. Сохранился документ 1446 года, которым князь Андрей Владимирович завещает свои земли жене Марии и детям – князю Глебу и княжне Авдотье. И к этому документу подвешена гербовая печать. На ней – тот же символ.
Наконец, еще одно косвенное свидетельство. Дочь Андрея Владимировича княжна Авдотья стала женой Каменецкого наместника Ивашки Рогатинского. Их дочь Феодору Рогатинскую взял в же ны князь Иван Семенович Кобринский, который в 1484 году от имени своей жены судился с князем Бельским за имения ее деда Андрея Владимировича – и выиграл дело. Тут налицо еще и доказательство территориальное: Коб рин и Каменец-Литовский гораздо ближе, чем Каменец Подольский.
– То есть сейчас можно смело говорить, что те самые изображения в бойнице нашей башни – это гербовая символика наместника князя Андрея Владимировича?
– Правильнее сказать – гербовая символика киевских Ольгердовичей, к роду которых принадлежал Андрей Владимирович. И это уже доказанный факт.
– Спасибо за беседу – и новых вам интересных открытий.
Герб на монете Владимира Ольгердовича
Изображения в бойнице башни на 4 ярусе
Изображения в бойнице башни на 4 ярусе
Печать Андрея Владимировича
По теме: 10 интересных башен в Беларуси