Встречаясь с такими людьми, понимаешь, почему мы победили. Брестчанину Федору Кирилловичу Фреюку в феврале нынешнего года исполнилось сто лет. Участвовал в кровопролитных боях под Курском, попал в плен, перенес ужасы фашистской неволи. Говорит, что 9 мая 1945 года весил 36 килограммов (сохранилось фото). Но Победа словно витала в воздухе, пишет «Вечерний Брест».
/aprl-2022/18/foto-1.jpg)
Федор Кириллович Фреюк со своей старшей внучкой Элеанорой Голубевой в Бресте на ул. Маяковского. Май 2022 года. Фото Сергея Мощика
Федор Фреюк родился в Жданове (ныне Мариуполь). Том самом, о котором сейчас много говорят и пишут. Помнит улицу и дом: Новотрубная, 7. Война разлучила нашего героя с семьей. И только через десяток лет он смог отыскать брата и сестру. Но это было потом…
А тогда призывника отправили в армию еще до начала Великой Отечественной войны. По возрасту, как всех мальчишек. Конечно, и подумать не мог, что все так сложится. Уже несколько дней спустя держал в руках трехлинейку и маршировал в составе 28-й армии. Она формировалась дважды. Принимала участие в Смоленском сражении. При прорыве из окружения понесла тяжелейшие потери. 28-я армия второго комплектования создавалась в Московском военном округе. Затем была передана Юго-Западному фронту. В мае-июле 1942 года принимала участие в неудачной Харьковской операции, где вела ожесточенные оборонительные бои с превосходящими силами противника. Только благодаря мужеству и отваге бойцов и командиров избежала окружения. Федор Фреюк был непосредственным участником тех событий.
/aprl-2022/18/fota-2.jpg)
Фото Сергея Мощика
«Чтобы не расстреляли, как курицу»
— Не успели дойти до места назначения, как началась война, — вспоминает ветеран. – И нас кидали с одного места на другое. Однажды определили в Курскую область, местечко Горелый Лес.
К слову, там в братской могиле и сейчас покоятся бойцы и командиры, павшие в боях за Курск, обороняя железнодорожный узел от налетов авиации. А Федора Фреюка определили в артиллеристы. Хотя фактически всю войну он прошел пехотинцем. Был стрелком, автоматчиком и разведчиком.
— Честно говоря, немцы не давали остановиться, — рассказывает Федор Кириллович. – Но и мы наступали. Их дух был сломлен в битве за Москву. Все сражались как могли. Ночью наступаем, днем отступаем, или наоборот… Но мы их тоже там «поколошматили».
/aprl-2022/18/fota-3.jpg)
Фото Сергея Мощика
Ветерану запомнилось, как брали «безымянную» высоту. Важно было не оказаться внизу на открытом пространстве, чтобы тебя «не расстреляли, как курицу». Пошли в обход. В итоге провалился в незамерзшую торфяную яму. Почти по шею. Морозы стояли за минус тридцать. А бойцы, считай, в летней форме. В общем, оказался в госпитале. Подлечили — и снова на фронт. Уже вместе с обстрелянными бойцами, которых выписывали из лазарета. На сей раз в направлении Харькова и Северска Донецкой области. Вокруг были все те же болота и река.
— А потом били по нам. Это страшное дело! – не может забыть столетний ветеран. – Только смотрю: руки, ноги целые. Ну и слава Богу! Вперед!
«Самолеты гонялись за каждым»
— Однажды башенный стрелок неаккуратно вылез из 34-ки, и его немцы «шлепнули», — продолжает рассказ бывший рядовой войны. – Место оказалось вакантным. Спрашивают, кто может стрелять, кто артиллерист?..
Фреюк честно вызвался и оказался в танковой бригаде. Пошли в наступление. Со временем боеприпасы и горючее закончились. Пришлось отступить, чтобы пополнить запасы. Но на войне как на войне… По словам рассказчика, самолетов у фашистов было столько, что они едва «не за каждым солдатом и танком гонялись». Бомбежка за бомбежкой. Как только танк остановили в редколесье, сверху «шварк» — снаряд! Под самые гусеницы… Нашего героя оглушило, пошла кровь из ушей… Товарищи толкают наверх, а он без сознания. Очнулся только в госпитале.
Может, поэтому у Федора Кирилловича и сейчас главная проблема – слух. А рассказчик он великолепный. Помнит все детали. И это в таком уважаемом возрасте! Со временем вернулся в строй.
/aprl-2022/18/fota-4.jpg)
Фото Сергея Мощика
Попали в окружение. Немцы погнали в Проскуров (Хмельницкий), а затем отправили в Германию в лагерь для военнопленных. Освободила Красная Армия. Рядовой Фреюк весил… 36 килограммов. Можно только предположить, какие страдания пришлось пережить ему и товарищам. У освободителей, несмотря на отрицательное отношение к плену, не осталось вопросов, чем боец занимался в Германии. Вскоре были в Познани (Польша) и двигались в направлении Бреста.
Ради мира в… Мариуполе
В Брест прибыли под звуки оркестра. По словам очевидца, Северный городок был полуразрушенный и полуразграбленный. Тем не менее, жизнь там казалась раем. Вскоре познакомился с будущей женой Марией Мироновной. В 1946 году поженились. И вместе прожили большую и долгую жизнь. Поэтому настоящим потрясением стала недавняя смерть супруги, а ранее — двоих детей и внука… Трудился в строительной части, восстанавливал город. Потом — на Брестгазоаппарате, откуда ушел на пенсию. Руководство предприятия не забывает до сих пор.
Как рассказала старшая внучка Элеанора Голубева, 9 Мая дома у Федора Кирилловича соберутся все родственники. Ведь для ветерана День Победы – самый светлый и радостный праздник на Земле. Каждый год мужчина ждет его с нетерпением. Это его боль, радость и переживания. И учит молодежь такому же отношению.
…Брестчанин с украинскими корнями строго следит за тем, что происходит на родине, в нынешнем Мариуполе. А ведь какой был красивый рабочий город! Видно, кто-то не извлек уроков из Второй мировой войны…
В тему
К слову, после окончания Великой Отечественной войны 28-я армия находилась в Белорусском военном округе. В ее составе была 50-я гвардейская стрелковая Сталинская дважды Краснознаменная, орденов Суворова и Кутузова дивизия (Брест, омбр). За успешные боевые действия, мужество и отвагу около 15 тысяч солдат, сержантов и офицеров соединения награждены орденами и медалями Советского Союза.