«Доктор, только спасите! Мы ж всего на минутку отвернулись, а ребенок упал, как же так…» — с мольбой и надеждой обращаются к врачам Республиканского центра детской нейрохирургии родители травмированных малышей. О цене беспечности взрослых и тяжелых последствиях детских травм корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал руководитель центра, президент Евразийского общества детских нейрохирургов кандидат медицинских наук Михаил Талабаев.
Фото из открытых источников (иллюстративное)
Три заблуждения
М. Талабаев выбрал в жизни очень важное, но трудное дело. Вместе с коллегами он оперирует детей с черепно-мозговыми травмами и различными патологиями головного мозга. Самые тяжелые пациенты – те, что выпали из окон многоэтажек.
— Две недели назад, узнав о пресс-конференции по детскому травматизму, так обрадовался. Думал, успеем предотвратить очередную трагедию. Не успели… — с горечью говорит М. Талабаев. — Пострадали еще два малыша. У обоих тяжелые травмы. А ведь этой беды можно было избежать. Надеюсь, понимание того, к каким рискам и увечьям детей приводит беспечность родителей, заставит пап, мам, бабушек и дедушек быть внимательнее.
Для начала развею три распространенных заблуждения о детских травмах. Первое: можно упасть с большой высоты — третьего, пятого, девятого этажа — и отделаться легким испугом или ссадинами и ушибами. В зарубежных рекомендациях, по которым мы давно работаем, указаны случаи, когда нейрохирург должен обратить на пациента особое внимание. Они касаются травм, полученных по опасному механизму. К нему относятся падение с высоты 90 см и выше, с 5-й ступеньки лестницы, с велосипеда без шлема. Поэтому падение даже с первого этажа — это уже чрезвычайно опасная для здоровья детей ситуация, чреватая очень тяжелыми травмами.
Второе заблуждение: якобы дети переносят травму легче, чем взрослые. Мол, взрослый бы в такой ситуации погиб, а ребенок после падения встал и побежал как ни в чем не бывало. К сожалению, это не так. Дети, как и взрослые, погибают или становятся калеками.
Третий миф: время лечит, и ребенок вновь станет здоровым.
— А разве восстановление со временем не происходит? — уточняю у доктора.
— Когда мы говорим о черепно-мозговой травме у детей, то все наоборот. Оба малыша, о которых я упомянул вначале, упали с третьего этажа. Мы их прооперировали, — отвечает М. Талабаев. — Пятилетний ребенок получил не очень серьезные травмы самого головного мозга. Но у него оскольчатый перелом основания черепа. Такая травма опасна не только тем, что осколки костей могут повредить мозг. Наш череп похож на глиняный горшок, который при падении разбивается. На части он не разлетается только потому, что скреплен мягкими тканями. При переломах основания черепа и его оскольчатых переломах открывается сообщение между внешней средой и полостью с мозгом. В результате у ребенка, да и у взрослого, туда может проникнуть инфекция, из-за которой разовьются менингит или энцефалит. Это смертельно опасные болезни.
В случаях же с травмированными при падении детьми такие риски возрастают многократно. Прооперированный ребенок находится в больнице, и ему в мозг попадает не домашняя инфекция, а внутрибольничная. Это вирусно-бактериальный «спецназ». Нет ни одной клиники в мире, где бы научились лечить внутрибольничные инфекции у 100 % пациентов. А неизлеченные люди умирают… Это нужно четко понимать.
Кроме того, череп реагирует на переломы по-особому. Все остальные кости обычно срастаются благодаря костной мозоли и становятся такими же крепкими, как и раньше. А вот на краях переломов черепа и его основания образуется рубцовая ткань типа хряща. Поэтому человек, перенесший такие травмы, будет жить с постоянным риском заражения мозга менингитом, и это риск смертельный. Ребенок, выживший после такого несчастного случая, став взрослым, будет иметь слабое здоровье, ему сложно будет реализовать себя в жизни.
В больнице в Пружанах малышка в возрасте около года упала с кушетки в массажном кабинете, получив черепно-мозговую травму. Мать отвернулась на секунду.
Взрослые в ответе
Почему об этом нужно постоянно говорить? Падение детей с высоты — это всецело ответственность взрослых. Сегодня каждый родитель в состоянии оборудовать окна в доме или квартире запирающими устройствами. Если в семье есть дети в возрасте до 10 лет, это обязательное требование. Москитные сетки проблему не решают. Ребенок опирается на них и падает вниз вместе с сеткой.
— Если опасным считается падение уже с высоты 90 см, то, видимо, сюда нужно отнести и травмы, полученные при катании на роликах, велосипедах, скейтах и других личных средствах передвижения? — спрашиваю у специалиста.
— Безусловно. С мая по октябрь таких травм очень много, особенно в конце весны и в июне, — отмечает кандидат медицинских наук. — Поэтому нужно помнить о безопасности. Во-первых, кататься в специально оборудованных для этого местах. Во-вторых, использовать при катании на роликовых коньках, скейтах шлем и средства защиты локтей и коленей. Такая экипировка не потребует больших финансовых затрат, но позволит избежать очень серьезных травм, чреватых в том числе пожизненной инвалидностью.
Нейрохирург убежден, что именно информационная профилактическая работа может предотвратить трагедию и спасти жизнь и здоровье большого количества детей. Здесь принцип «Предупрежден — значит вооружен» работает на 100 %.
Был случай
По дороге в редакцию вспоминаю эпизод двухлетней давности. Дело было в августе. Свернув с пр. Независимости на ул. Академическую, я заметила, как на большой скорости навстречу мне мчатся по тротуару два велосипедиста. Посторонилась, чтобы пропустить лихих гонщиков. «Вот, носятся по тротуарам как угорелые, — посетовала пожилая женщина. — Этим повезло, что не упали. А на днях тут был такой ужас! Иду я с рынка домой и вижу, как девчонка гонит на велосипеде вниз, к парковке. Мчит, не сворачивая, прямиком, чтобы через бортик тротуара перепрыгнуть. Велосипед, перескочив через бордюр, ударился передним колесом об асфальт, а заднее брыкнуло, как норовистый конь. Девчушка вылетела из седла вперед и упала лицом вниз, челюстью прямо об асфальт. Как она, бедная, кричала! Хорошо, что люди были рядом, сразу вызвали скорую».
Справочно
4 ребенка выпали из окон квартир только в апреле этого года. Три случая произошли в Брестской области, еще один — в Могилеве, уточнил следователь по особо важным делам главного управления процессуального контроля центрального аппарата Следственного комитета Григорий Лашкевич. Все дети получили тяжелые травмы, и за их жизни сейчас борются врачи.