В августе завершено создание инфраструктуры на площадке СЭЗ «Брест» в районе аэропорта, за которой закрепилось название итальянского промышленного округа. Строительство велось за счет средств фонда развития свободной экономической зоны. Только в 2019 году на эти цели израсходовано около 925 тысяч рублей, в 2020-м – около 1,7 млн рублей, пишет «Вечерний Брест».
Так называемый итальянский промышленный округ – это 26 гектаров в промзоне в непосредственной близости к аэропорту. В целом промзона занимает свыше 1200 га. Здесь уже закрепились более 10 предприятий с иностранными инвестициями. В их числе «старожилы» – мебельное предприятие «БЕЛС» и завод по производству оконных и дверных систем «Саламандер», а также сравнительно недавно обосновавшиеся «Фриза Индастри» с итальянскими инвестициями (термоизоляционные покрытия для холодильного оборудования) и «Арлайт и К» (выпуск светодиодов).
Обустройство «итальянской» площадки велось на протяжении нескольких лет «под ключ»: с трансформаторной подстанцией мощностью 5 МВт, канализационной насосной станцией, водопроводом, связью, ливневкой и сетью дорог. То есть со всем необходимым для производственной деятельности.
Изначально предполагалось оборудовать локацию для предприятий с итальянским капиталом. Но тема, которая поднималась на протяжении более чем 10 лет (впервые – во время визита итальянского премьер-министра Сильвио Берлускони в Минск в 2009 году), не получила развития. По разным причинам проект «пробуксовывал», хотя периодически ему пытались придать импульс, в том числе на дипломатическом уровне.
Что будет происходить на одной из самых комфортных для инвесторов территорий СЭЗ по завершении проекта «Инженерное обеспечение СЭЗ «Брест», район «Аэропорт»?
«На территорию округа могут прийти не только итальянцы, но и любой инвестор, используя преимущества свободной экономической зоны, – прокомментировал в одном из интервью глава СЭЗ «Брест» Федор Колончук. – В зависимости от масштаба планируемого производства мы можем разбивать эту площадь на отдельные участки по 1,5 га и больше».
История вопроса
В июне 2011 года по итогам встречи глав внешнеполитических ведомств двух стран был подписан Меморандум о взаимопонимании по вопросу итальянского промышленного округа в Брестской области. Выбрана площадка для реализации проекта на территории СЭЗ «Брест». С этой целью впоследствии был зарезервирован участок: 26 га земель для размещения промышленных объектов. Отмечалось, что при необходимости возможно выделение дополнительно еще 174 га свободных земель.
В последующие годы в Бресте побывали представители итальянского бизнеса: президент итальянско-белорусской торгово-промышленной палаты и руководители группы строительных компаний. Была высказана заинтересованность в инвестировании в строительную отрасль и производство вин. Но тема не получила развития.
Чрезвычайный и Полномочный Посол Итальянской Республики в Беларуси Арнальдо Абети, побывавший в Бресте в феврале 2012 года, проинформировал руководство области об озабоченности итальянских бизнесменов, которые хотели бы инвестировать в экономику Брестской области. В числе несостоявшихся проектов упоминалась попытка наладить в Бресте производство деталей гейзерных кофеварок и посуды с антипригарным покрытием «Биалетти». Неприятным сюрпризом для итальянцев стала отечественная система оценки приватизируемых зданий, когда за неиспользуемые строения приходится платить нешуточную цену. Они посчитали это «экономически нецелесообразным».
В феврале 2015 года во время визита в Брест следующий Чрезвычайный и Полномочный Посол Итальянской Республики, Стефано Бьянки, в качестве причин, повлиявших на развитие проекта, назвал замедление экономического развития в самой Италии, связанное с мировым финансовым кризисом. Он высказался за перезагрузку проекта с учетом опыта итальянских инвесторов, которые уже присутствуют на Брестчине.
Стратегически важным проектом для итальянского промышленного округа должен был стать грузовой контейнерный поезд «Марко Поло Экспресс» по маршруту Портогруаро-Брест. Предполагалось, что «поезд-челнок» будет перевозить грузы в контейнерах из Италии в Беларусь и дальше в страны Балтии и Россию – раз в неделю, а затем чаще. Но уже в самом начале выявилась экономическая неэффективность таких перевозок.