20 октября 1947 года решением горисполкома был утвержден Генеральный план восстановления и развития Бреста на 20 лет, пишет «Вечерний Брест».
Из сегодняшнего дня любопытно сопоставить и оценить, насколько реализовалось намеченное и какие жизнь внесла коррективы. Как всё пойдет, знать в конце сороковых не могли, но перспективу прорабатывали тщательно.
Итак, осенью 47-го городские власти одобрили представленные институтом «Брестоблпроект» Техноэкономические основы восстановления, развития и реконструкции города. Разработчики исходили из того, что:
а) расчетный срок осуществления Генерального плана города Бреста устанавливается с 1946 года по 1965 год;
б) общее население города устанавливается на расчетный период в 160 тыс. человек;
в) генеральным планом образуются 4 района города:
1) Центральный
2) Граевский
3) Киевский
4) Адамковский;
г) намеченные Генеральным планом основные магистральные проезды по:
— ул. Московской (будущий проспект Сталина)
— ул. 17 Сентября (ныне Ленина. – В.С.)
— ул. Ленина (ныне бул. Космонавтов. – В.С.)
— ул. Гоголя (будущий проспект Гоголя)
— Чернавчицкому шоссе
и строительство путепровода на продолжении улицы Ленина и на продолжении проспекта Гоголя правильно разрешают установленные хорошие традиции города Бреста – города-сада.
Из пояснительной записки к Генеральному плану восстановления и развития г. Бреста о численности населения и развития территории города.
«Территориальное развитие города
Промышленное и культурное развитие города Бреста и вытекающее отсюда увеличение численности его населения (…) предопределяют значительный рост территории города.
В силу естественных условий и ограничений, проистекающих из сложившейся обстановки, учитывая пограничное расположение города и в связи с этим специфические его особенности, город территориально будет развиваться, главным образом, на восток. На запад город не может развиваться, так как по западной окраине существующего города проходит государственная граница Союза ССР с Польшей.
На юг развитию города мешают заболоченные поля, расположенные за рекой Мухавец.
На севере город упирается в большую площадь перевалочной базы.
Для развития города на восток имеются следующие условия.
1) Киевский район города, в настоящий момент хаотично застроенный, имеет большие резервы свободных территорий, на которых планируется размещение жилищного строительства, а также территории, пригодные для промышленного строительства, к которому легко могут быть подведены железнодорожные пути от товарной станции Брест-Восточный.
2) По южной части Киевского района проходит основная магистраль города – будущий проспект Сталина (ныне улица Московская), которая дает возможность хорошо обслужить этот район в транспортном отношении.
3) Помимо этих функциональных и естественных условий в основу развития города на восток положена политическая идея: стремление города к сердцу Советского Союза – к столице Москве.
Город Брест – вестибюль Советского Союза, развиваясь на восток, как бы вольется в колоссальные просторы нашей необъятной Родины.
Основная магистраль города – проспект Сталина, включающая площадь Победы, площадь Советской Армии, площадь Ленина, Суворовский мост и, наконец, парадный въезд в город, выполняет эту планировочную идею слияния через большие расстояния в одно целое города Бреста с Москвой через Минск и Смоленск…»
(Продолжение следует)