Рынок новых автомобилей в Беларуси определённо переживает ренессанс — за прошлый год в стране реализована 21 761 легковая машина. Другой вопрос, что доля продаж марок из Поднебесной составляет 82,6%! То есть сейчас активно и без проблем в страну завозят только «китайцев». А что делать людям, которые по субъективным причинам не желают пересаживаться на какой-нибудь FAW, Kaiyi или JAC и питают слабость к известным европейским брендам?
Увы, в таких условиях покупателям остаётся делать выбор в пользу машин с пробегом. Какие модели в начале 2024 года пользуются спросом, а какие лучше придержать до весны? Едут ли к нам за «бэушкой» из Европы россияне? Об этом и не только сегодня поговорим с автоподборщиками.
«Зимой интерес к машинам снизился на 30%»
Первому дадим слово специалисту из компании avto-device.by.
— На вторичном рынке сейчас низкий спрос. Ситуация поменялась... По сравнению с прошлым годом интерес к машинам упал на 30% минимум. Автомобилей очень много, и при этом конкуренция среди продавцов высокая, — отмечает собеседник.
— Выходит, об активном спросе сейчас можно не говорить… Тогда, может быть, продавцы будут снижать цены?
— Условий для повышенного спроса в зимнее время не было никогда. Все, кто давно в данном бизнесе, прекрасно это знают. Продавцы делятся на две категории: одни готовы уступить и забрать предложенные деньги, чтобы быстрее привезти очередную машину; другие будут держать свою цену столько, сколько потребуется. Лишь бы заработать пару тысяч евро сверху.
— Какие машины в январе пользовались постоянным спросом среди ваших клиентов?
— В сегменте до $5 000 — Volkswagen Passat и BMW E46. Я бы сказал, что это хиты продаж! Ещё очень популярны минивэны вроде Renault Scenic и машины подобного класса. Если мы говорим про сегмент до $10 000, то тут уже привлекают внимание потребителей относительно свежие бюджетные авто: Volkswagen Polo Sedan, Kia Rio, Hyundai Accent, Hyundai Solaris. Правда, отыскать варианты, которые не работали в такси, очень сложно.
— Бестселлеры до $15 000 — это Peugeot 308, Opel Astra K, Renault Megane, только пригнанные из Европы. До $20 000 — Renault Talisman, Renault Scenic, Volkswagen Passat B8, Citroen C4, Citroen SpaceTourer, Volkswagen Golf VII. Отмечу, что у белорусов всегда пользуются спросом авто таких марок, как BMW и Audi, в любом состоянии! Но тут уже, конечно, играет роль фактор цены. Свежие и дорогие модели представляют интерес больше для гостей с востока.
— В каком ценовом сегменте вы бы рекомендовали смотреть авто?
— От $13 000. Начиная с этой суммы, можно купить автомобиль 2019 года с пробегом до 170 000 км. Ну а конкретную модель следует выбирать исходя из бюджета и личных предпочтений. Дешевле свежие машины тоже есть! Но с ними явно будет что-то не так (скрученный пробег, крашеные элементы).
— Иномарки из Европы сейчас пригоняются в таком же количестве, как и раньше?
— Автомобили приезжают каждый день в больших количествах! Видимо, все надеются на отложенный спрос из РФ. Хотя сегодня он далеко не такой, каким был в прошлом году.
— То есть пока россиян немного... А чем вообще привлекателен наш авторынок для покупателей из соседней страны?
— Во-первых, он интересен ценами, а во-вторых, граждане РФ самостоятельно не могут купить авто в ЕС. Там просто отказывают в экспорте, в некоторых случаях — даже в продаже.
— Сложностей с покупкой авто в Беларуси у жителей России не возникает? Возможно, ограничения появились из-за повышенного утильсбора?
— Сейчас гражданину РФ достаточно просто приехать в Беларусь, выбрать авто, оформить договор купли-продажи и вернуться на родину. Там требуется оплатить утильсбор (до 3 литров он стандартный, свыше 3 литров — повышенный). Из-за этого спрос на автомобили с большими объёмами двигателя сейчас значительно сократился. Затем надо будет сделать СБКТС и получить электронный ПТС. Если говорить относительно прошлого года — тут ничего не поменялось, за исключением того, что в России на таможне начали запрашивать ТПО, заверенный уже нашей таможней.
«Люди в зимней спячке»
— Изменений на авторынке никаких нет — люди в зимней спячке! Белорусы намного меньше приобретают автомобили, но буквально через месяц всё должно снова активизироваться. Из РФ запросы уже поступают! — рассказал нам подборщик из компании Avtogarant.by.
— Как думаете, стоимость машин вырастет весной?
— Могу сказать: точно не снизится! Во-первых, сейчас заканчивается зимний сезон. Закупочные цены должны немного подрасти, так как накладные расходы увеличиваются: подорожала логистика, с нового года — базовая величина на доставку авто из Европы. А во-вторых, курс евро и доллара значительно влияет на средний прайс на вторичном рынке.
— Какие модели просят вас подобрать белорусы?
— Они сейчас в основном покупают что-то французское — Peugeot 3008 и 5008, Peugeot 308 и 508. В почёте старенькие BMW 2012—2013 года, из «американцев» — Chevrolet Equinox. А россияне больше смотрят автомобили подороже, чаще всего это сегмент от $30 000 — там BMW 5-й серии, Volvo XC60, Audi, ну и японские машины, которые были импортированы из Америки. Кстати, большинство жителей РФ не знают, что существуют авто, ввезённые из США! Всегда очень удивляются, — отмечает специалист.
«Все боятся нестабильного курса»
— Всё стабильно! Есть небольшие просадки по заказам... но это нормальная ситуация в начале года, так как все боятся нестабильного курса евро или доллара. К весне всё возвращается в прежнее русло, — сообщает нам сотрудник «Автоподбор.бел».
— А цены с наступлением весны вырастут?
— Думаю, что вряд ли.
— Какой сегмент авторынка сейчас пользуется наибольшим спросом?
— Мы работаем с авто от $15 000. Россияне предпочитают различные немецкие иномарки вроде Volkswagen, BMW и Mercedes-Benz, а белорусы — в основном французские автомобили: Peugeot и Citroen. Вот Renault стали брать реже.
«Кардинально ничего не поменялось. Ждём весны»
— Рынок процветает! Мы не считаем, что зима — это какое-то затишье. В самом начале 2024-го людей, которые хотели бы приобрести себе машину, ровно столько же, сколько их было в конце года, — делится с нами своим взглядом на ситуацию представитель «честныйподбор.бел».
— А что будет с ценами на иномарки в ближайшем будущем?
— 100-процентно поднимутся! Сейчас к нам едут автомобили в возрасте от трёх до пяти лет. Если подсчитать, получится, что эти авто выпущены в ковидные годы. Тогда многие заводы не работали, то есть машины производились в меньшем объёме. Стало быть, спрос на иномарки есть, а достаточного количества предложений — нет. А как мы знаем, спрос рождает предложение! От этого и формируется конечная стоимость.
— У белорусов пользуются популярностью авто за $15 000—20 000: Renault Megane, Ford Focus, Opel Astra, Opel Insignia. Россияне традиционно берут иномарки подороже — от $20 000 и выше (BMW X3, Audi Q5 и Audi Q7, Volvo XC90). Так что в плане предложений и спроса на рынке кардинально ничего не поменялось. Ждём весны!