GYM Express 24/7 | Фитнес клуб в Бресте с тренажёрами премиум класса

Всегда ли в Беларуси было шесть областей?

28.11.2023 19:00
Общество

Фото из открытых источников (иллюстративное)
Фото из открытых источников (иллюстративное)

IX Научно-практическая конференция «Витебский край», организатором которой выступает Витебская областная библиотека имени Ленина, в этом году была посвящена 85-летию Витебской области. Тон мероприятию задало исследование, объяснившее, как появилось современное административное деление страны и почему не все области Беларуси в этом году отмечают юбилей.

Эти темы затронул доктор исторических наук, профессор кафедры социально-гуманитарных и правовых дисциплин Гомельского государственного технического университета имени Павла Сухого Сергей Елизаров. Кстати, впервые в истории конференции доклад прозвучал по видеосвязи.

– Занимаясь вопросами образования областей в 1938 году в БССР, пришел к выводу, что их появление было продолжением политики разукрупнения административных территориальных единиц, которая проводилась в рамках всего Советского Союза, – отметил ученый.

Изначально в начале 20-х годов, создавались так называемые госплановские административно-хозяйственные области. Они представляли собой относительно законченные производственно-территориальные комплексы, включавшие в себя множество более мелких административно-территориальных единиц. Всего на территории советской России было 13 крупных госплановских областей. Аналогичный статус получила и каждая союзная республика, в том числе и БССР.

Новый этап развития советского общества предполагал форсированное строительство социализма с индустриализацией и массовой коллективизацией. А крупные госплановские области не способствовали реализации этих целей. Так как в них формировались местные элиты, способные проявлять самостоятельность, осознавать и отстаивать интересы своих территорий перед союзным центром.

– Централизация руководства экономикой укреплялась, и функции госплановских областей и краев, а также приравненных к ним союзных республик, постепенно переходили в руки союзных отраслевых наркоматов. Они руководили крупными промышленными предприятиями непосредственно из центра, – поясняет историк. – За республиками и областями сохранялись только административные функции управления местным хозяйством, социально-культурной сферой.

В 1930 году ликвидировали округи, сделав упор на районы, число которых возрастало и руководить ими непосредственно из республиканских центров или центров госплановских областей становилось все сложнее. Промежуточным управленческим звеном и стали области в современном нашем понимании.

Сергей Елизаров рассказывает, что обнаружил проекты по административно-территориальному делению БССР, которые разработали экономисты, работники Госплана БССР Иван Петрович и Георгий Бондарь. При этом судьба этих ученых оказалась весьма трагичной.

Академик академии наук БССР, литератор, известный под псевдонимом Янка Неманский, Иван Андреевич Петрович в 1937 году был осужден военной коллегией Верховного суда СССР за якобы принадлежность к национал-фашистской организации и приговорен к расстрелу. Активного участника разработки административно-хозяйственной реформы БССР 1924 года Георгия Петровича Бондаря осудили особым совещанием при НКВД СССР «как участника контрреволюционной национал-фашистской организации». Приговором стала также высшая мера, его привели в исполнение в 1938 году. Ученые были реабилитированы только в 1957 году.

– Оба проекта строились на принципе экономического районирования с учетом размещения энергетики, промышленности, специализации сельского хозяйства, состояния путей сообщения, – поясняет Сергей Елизаров. – И Бондарь, и Петрович предполагали образование 4 областей – Витебской, Минской, Могилевской и Гомельской. Проекты отличались только их порайонным составом. За основу был взят проект Петровича, но с важным дополнением. Очень крупная Гомельская область делилась на Гомельскую и Полесскую.

Утвердить образование в составе БССР 5 областей – Витебской, Гомельской, Минской, Могилевской и Полесской постановила сессия Верховного Совета СССР 15 января 1938 года.