Блок из ячеистого бетона, демлерный блок и пенопласт в строительном магазине «Строй с нами» в Бресте

Выхаживание ребенка весом меньше кило стоит $200 000 в год. Как в Беларуси спасают жизни

10.01.2024 21:58
Общество

Ежегодно из всех детей, рожденных в Беларуси, порядка 3,5-4% появляются на свет раньше срока.

Выхаживание ребенка весом меньше кило стоит $200 000 в год. Как в Беларуси спасают жизни

Заведующий отделением анестезиологии и реанимации для новорожденных детей Минского областного роддома Сергей Качан ведет нас по длинному коридору к маленьким подопечным. На улице, за окнами больницы, минусовая температура, а здесь необычайно тепло. Периодически раздаются резкие сигналы реанимационного оборудования, мимо спешат врачи к источнику звука. Становится не по себе. Сквозь звонкое «пи» успеваем рассмотреть висящие на стенах портреты младенцев с яркой улыбкой и счастливыми глазами. Именно такие эмоции пытаются заложить на будущее в каждого крохотного пациента, находящегося здесь, доктора и медсестры с многолетним опытом работы.

Выхаживание ребенка весом меньше кило стоит $200 000 в год. Как в Беларуси спасают жизни

В отделении для новорожденных с перинатальной патологией и недоношенных начинается процесс реабилитации недоношенных детей, создаются благоприятные условия для совместного пребывания матери и ребенка на период его лечения.

Результат всегда стоит усилий

— В Беларуси, как и других странах мира, есть проблема рождения недоношенных детей. Однако мы ее успешно решаем. Достойный результат показываем благодаря созданным условиям и освоенным методикам надежного выхаживания таких пациентов, накопленному опыту. Поэтому к нам приезжают учиться специалисты из других стран, — вводит в курс дела доктор.

Выхаживание ребенка весом меньше кило стоит $200 000 в год. Как в Беларуси спасают жизни

Сергей Качан — заслуженный врач Республики Беларусь. Более 40 лет в медицине, из которых 30 заведует отделением анестезиологии и реанимации для новорожденных детей Минского областного роддома.

Вместе с Сергеем Качаном мы останавливаемся у входа в реанимационную. Глядя на стоящую в ней аппаратуру, доктор дополняет:

— Выхаживание недоношенных детей — прерогатива успешных стран, потому что сам процесс стоит достаточно дорого. Один лишь детский инкубатор сравним со стоимостью хорошего автомобиля. А ведь он нужен не один… В среднем же выхаживание ребенка с экстремально низкой массой тела, то есть весом меньше килограмма, стоит до 200 000 долларов в год. Чем более «незрелый» ребенок, тем больше в него вкладывается усилий и денег.

«Спасали малыша весом 540 грамм»

Подходя к кувезам, в которых лежат малыши, которые по размерам чуть больше ладони, от взгляда на них на глаза наворачиваются слезы. Они такие крошки! А ведь доктора берут их даже на руки. Спустя пару секунд взгляд падает на совсем миниатюрного ребенка. Стоящие рядом врачи-неонатологи поясняют: его вес чуть больше 600 грамм, а родился на 27-й неделе.

Выхаживание ребенка весом меньше кило стоит $200 000 в год. Как в Беларуси спасают жизни

— Неужели появляются на свет и с таким весом? — спрашиваю у своих собеседников.

На что мне отвечают: «Рождались и еще меньше! Например, спасали малыша весом 540 грамм».

…И как тут не сказать, что врачи, если не боги, то вторые ангелы-хранители для таких малышей?

Хрупкость маленьких ручек и ножек новорожденных, находящихся в кувезах, напоминает хрусталь. Кажется, один неверный вздох, и может произойти непоправимое. Но заведующий Сергей Качан успокаивает: опытные доктора и медсестры знают свое дело, и малышам уж точно не навредят. Работают всегда без суеты и четко: кормят через трубочки, меняют капельницы и подгузники, управляют параметрами медицинских приборов.

Когда счет идет на секунды

Все недоношенные дети требуют помощи прямо в родильном зале, как только появились на свет.

Выхаживание ребенка весом меньше кило стоит $200 000 в год. Как в Беларуси спасают жизни

В кувезе, как и в утробе матери — тепло, темно, уютно и тихо. Благоприятная среда способствует выживанию детей с экстремально низким весом. Ведь на этом этапе для ребенка важно все.

— Нас заранее ставят в известность, что будет рождаться недоношенный ребенок, поэтому мы готовы к его появлению. У нас есть специальные транспортные инкубаторы, с которыми приезжаем в родильный зал. Там новорожденному оказываем первую помощь, после чего перемещаем его в наше отделение, где перекладываем в стационарный кувез и начинаем лечение, — рассказывает заведующий отделением.

Особенно сложно недоношенным детям дается первый год жизни. За малышами наблюдает много узких специалистов: кардиологи, неврологи, хирурги и другие. У детей с очень низкой (от 1,5 до 2,5 кг) и экстремально низкой (менее 1 кг) массой тела в этот период могут возникнуть такие проблемы, как патологии центральной нервной системы, зрения, слуха.

— Некоторые детки требуют даже кардиологических операций, потому что их сердце не может выполнять свою функцию в полном объеме, поэтому ему надо помогать перераспределять кровь. Еще одна из актуальных проблем — кишечник не может выполнять свою функцию, поэтому кормим малышей внутривенно, — обращает внимание Сергей Качан.

Поэтапная забота

Необходимо отметить, что в реанимации ребенок находится без мамы, но она может приходить к нему один-два раза в день. В совместной палате они находятся после того, как переводятся в педиатрическое отделение для новорожденных с перинатальной патологией и недоношенных, руководит которым Анастасия Сухарева. Но даже здесь есть исключения, все зависит от состояния ребенка.

— Когда новорожденный лежит у нас в стационаре, мама не просто осуществляет за ним уход. Мы учим ее взаимодействовать с ребенком, ведь для этих детей очень важно все: как правильно взять, положить, поменять подгузник, — рассказала руководитель отделения.

Выхаживание ребенка весом меньше кило стоит $200 000 в год. Как в Беларуси спасают жизни

По словам врача, всем недоношенным детям, которые выписываются из родильного дома, рекомендуется наблюдение в центрах раннего вмешательства. Сегодня они созданы во всех районах Беларуси и находятся при поликлиниках и стационарах. В них недоношенные дети наблюдаются до 3-летнего возраста. Малыши, которые родились с экстремально низкой и очень низкой массой тела, наблюдаются до шестилетнего возраста.

Будут ли у них проблемы со здоровьем во взрослой жизни, зависит от того, как пройдет вот такой ранний период выхаживания. Есть болезни, которые дети могут перерастать. Но есть и те, которые могут остаться на всю жизнь. Среди них — патология нервной системы, такая как церебральный паралич.

Минимизируя риски

Можно ли избежать рождения ребенка в запланированные природой сроки? И почему происходит так, что дети появляются на свет раньше положенного срока? За ответом на этот вопрос мы обратились к заведующей женской консультацией Минского областного роддома Тамаре Бородич.

Выхаживание ребенка весом меньше кило стоит $200 000 в год. Как в Беларуси спасают жизни

Тамара Бородич: «В наших задачах сделать все, чтобы минимизировать риски рождения недоношенных детей»

По словам врача, основные причины преждевременных родов — инфекционный фактор и определенные условия внешней среды. Среди них — высокий уровень стресса, социальный фактор, ранний или поздний возраст роженицы, наличие экстрагенитальной патологии (болезней, которые не относятся к гинекологическим или акушерским), аномалии развития половых органов.

— Еще на этапе планирования беременности мы рекомендуем всем женщинам тщательно обследоваться, в частности, на инфекции, передающиеся половым путем. Лечить тот же хламидиоз лучше всего до беременности. Если это социальные факторы, то женщина всегда с наступлением беременности переводится на легкий труд, если он у нее тяжелый. До планирования беременности необходимо также урегулировать стрессы. На приеме у акушера-гинеколога женщине предлагается пройти определенные тесты, по которым учитываются все факторы риска. Составляются шкалы рисков. Если у женщины наблюдается высокий риск преждевременных родов, предпринимаются определенные мероприятия, — резюмировала доктор.