«Законно ли меня уволили?» – таким вопросом нередко задаются бывшие сотрудники тех или иных организаций. Возник он и у сокращенной работницы СУП «Андреевка» Буда-Кошелевского района Гомельщины.
Фото носит иллюстративный характер
С 16 апреля 2021 года по 23 апреля 2022-го женщина занимала должность заместителя директора по экономике и финансам. Работала по контракту.
В феврале этого года (23 февраля. – Прим. авт.) она получила уведомление о том, что с ней будет расторгнут контракт в связи с сокращением штата работников. Датой увольнения стало 23 апреля. Посчитав действия руководства предприятия незаконными, бывшая работница обратилась за поддержкой к председателю Буда-Кошелевской районной организации профсоюза работников АПК Елене Степаненко. К делу подключился и главный правовой инспектор труда Гомельской областной организации отраслевого профсоюза Валерий Армушевич.
Профсоюзные специалисты изучили все необходимые документы и пришли к выводу, что наниматель не имел права прекращать трудовые отношения с работницей, так как на момент увольнения ей исполнилось 57 лет.
В соответствии с п.26.4 тарифного соглашения между Министерством сельского хозяйства и продовольствия, Белорусским профсоюзом работников АПК и Республиканским агропромышленным союзом «БелАПС» на 2019–2021 годы (соглашение продлено на 2022–2024 годы. – Прим. авт.) наниматели не должны допускать увольнение по сокращению численности или штата (за исключением нарушителей трудовой дисциплины) лиц предпенсионного возраста без их согласия (но не более чем за 3 года до общеустановленного пенсионного возраста). Такая же норма закреплена в п.31.5 колдоговора СУП «Андреевка» (действует с 2021 по 2023 годы): преимущество при оставлении на работе имеет сотрудник, которому до получения права на пенсию по возрасту осталось 3 года.
Удостоверившись в отсутствии нарушений со стороны работницы трудовой и исполнительской дисциплины, Валерий Армушевич помог составить судебный иск. Суд Буда-Кошелевского района принял сторону истца. В ходе рассмотрения дела ввиду невозможности восстановления работницы на прежнем рабочем месте на предприятие возложена обязанность возместить ей сумму в размере десятикратного среднемесячного заработка – 11746 рублей 70 копеек. Суд также постановил взыскать с СУП «Андреевка» в пользу пострадавшей 100 рублей в счет возмещения морального вреда.