Сплавы на байдарках стали одним из самых популярных способов летнего отдыха у белорусов. Красивых рек с быстрым течением у нас в стране много, аренда лодок стоит недорого. Но никогда не стоит забывать, что даже привычный экстрим — это все еще экстрим. С нами связалась читательница Александра, чтобы рассказать, как ее первый опыт сплава на байдарках чуть не стал последним. А Onliner попытается разобраться, можно ли было избежать ЧП.
— Мы спустили на воду арендованные байдарки и отплыли совсем недалеко от начала маршрута. Это был мой первый опыт подобных сплавов, — поясняет белоруска. — Буквально через 5 минут пути мы заметили, что впереди реку перегородило упавшее дерево. Парни на байдарке, которая шла перед нами, попытались проплыть слева от него, но перевернулись. То же ждало и нас: течение несло нас прямо на дерево, мы ударились о него боком и ушли под воду. Я плавать умею, но в ситуации паники, когда ты под водой и не понимаешь, где верх, а где низ, я сильно ударилась головой о корягу и начала захлебываться.
С меня стал слетать жилет, потому что, как я потом узнала, он был для меня большой (рассчитан на вес до 120 кг) и не фиксировался под ногами. Застежки для нижней фиксации были срезаны — были только грудь и живот. Жилет в итоге просто вытолкнуло водой вверх, а я осталась без защиты. По факту меня спас мой молодой человек. Он выплыл сам, увидел, что я все еще в воде, а жилет пустой, и вернулся, чтобы вытянуть меня.
В месте, где ребята перевернулись, было довольно глубоко, отмечает Александра. Почувствовать ногами дно они не могли. Еще страшнее было из-за того, что со дна торчали бетонные сваи.
— Инструктора у нас не было — нам просто выдали байдарки, и все. Когда мы выбрались на берег, молодой человек позвонил ребятам, которые дали в прокат инвентарь, нас попросили проплыть еще немного и затем забрали на машине.
Больше всего расстроило, что прокатчики не извинились и взяли оплату за весь маршрут, хотя плыли мы 5 минут вместо 5 часов. Они просто посмеялись, сказали: «Ну, бывает…» Хотя меня трясет, у меня уплыли личные вещи, я в панике и видно, что мне совсем не смешно. В процессе разговора с парнем ему также признались, что в этом году по маршруту еще не сплавлялись. То есть если бы прокатчики знали маршрут и высадили нас хотя бы чуть подальше этого опасного места — все было бы хорошо. Наши друзья закончили в итоге маршрут и остались довольны. А у нас получилось как получилось.
Еще было неприятно узнать уже постфактум, что сейчас, оказывается, вообще нельзя сплавляться на маломерных судах, поскольку идет нерест. То есть мы могли бы еще попасть на штраф. Об этом нас тоже не предупредили.
Мы связались с компанией, которая предоставила Александре и ее друзьям байдарки для сплава, чтобы узнать их версию событий.
— Понимаете, мы не организовываем сплавы — мы просто сдаем в аренду инвентарь. Все остальное строго под личную ответственность. Это как с машиной: когда вы берете ее в аренду, вам же не предоставляют водителя в комплекте. Когда люди заказывают сплавы с инструктором, один из них идет впереди группы и один — замыкающим.
Насчет поваленных деревьев: это речка, тут всегда будут поваленные деревья. Могут быть и сваи от старых мостов, нужно быть аккуратнее. Сама река, на которой все произошло, считается безопасной и тихоходной, но, может, для первого сплава ребятам все равно стоило нанять инструкторов.
Вторые ребята, которые перевернулись, продолжили маршрут и остались довольны. А тут девушка испугалась сильно и решила не продолжать. Оплату — да, мы взяли, поскольку инвентарь мы предоставили, трансфер на место осуществили и забрали ребят обратно тоже уже бесплатно, просто чтобы помочь. Крепление между ног не было обрезано — просто они его не смогли вставить самостоятельно. Жаль, что так случилось, на самом деле. Обычно клиенты от нас уезжают благодарными и довольными, — рассказал хозяин байдарок Константин.
Также ситуацию нам прокомментировал и ОСВОД:
— В первую очередь лица, занимающиеся водными видами спорта, должны быть обучены приемам спасения и оказания первой помощи. Касательно спасательного жилета: это средство для поддержки человека на воде, и, если оно не выполняет свою функцию по тем или иным причинам (как в статье: обрезано крепление, не смогли вставить самостоятельно, не тот размер жилета), значит, неисправно, а это уже нарушение постановления №543 «Об охране жизни людей на водах». Мы считаем, что прокатчик все же должен был позаботиться о безопасности своих клиентов, — отмечает официальный представитель ОСВОД Екатерина Михалева.