В редакцию av.by написала Виктория из Кобрина. Недавно с девушкой связались судебные приставы и ошарашили её новостью: купленный год назад Saab 9-5 находится в залоге и его изымут. Вместе с юристом пробуем сориентироваться и подсказать, что кобринчанке делать дальше.
«Год не было никаких вопросов, и вдруг — в залоге!»
Осенью 2020 года Виктория собралась попрощаться со своим автомобилем. Обратилась к куму в надежде, что он разыщет покупателей на старенький Ford Galaxy. Клиенты нашлись достаточно быстро, и дело не заняло много времени.
— В тот же вечер кум перезвонил и сказал, что есть Saab 9-5, который может быть мне интересен. Посмотрели, и в целом иномарка нам понравилась. По сути, договорились на обмен: я продаю своё прежнее авто через свояка и доплачиваю ему за приобретённое. При этом условились, что предыдущую машину я не сниму с учёта до тех пор, пока не вернётся из России хозяин Saab и не снимет его с учёта.
Как признаётся жительница Кобрина, никаких подозрений и сомнений у неё не возникало. Подобные условия обмена выглядели достаточно прозрачными, хотя и не были никак зафиксированы документами.
— Первое время кум звонил с просьбой снять с учёта наш старый автомобиль − в ответ я напоминала про уговор. Периодически сама спрашивала, когда собирается вернуться из РФ прошлый владелец. Свояк заявил, что к концу декабря 2020 года вопрос должен решиться. Нашу прежнюю машину он передал новым хозяевам, а нам достался Saab 9-5 1998 года выпуска c 2,8-литровым мотором.
Однако формальности так и не были улажены: сперва «из-за очередной волны коронавируса», а после старого владельца Saab 9-5 и вовсе след простыл.
— В середине сентября мне позвонил судебный исполнитель. Оказывается, у них оказались мои данные, когда я стала оформлять на себя страховку для машины. В итоге меня «обрадовали»: с 9 ноября прошлого года иномарка находилась под арестом и в розыске. Хотя я всё это время без проблем ездила, даже два «письма счастья» успела словить — и тогда к авто не было никаких вопросов.
К слову, наша собственная проверка VIN-номера в Реестре движимого имущества, обременённого залогом Республики Беларусь, тоже не была результативной: об этом экземпляре записей нет.
— Судебные исполнители уточнили, что на машину наложен арест в связи с задолженностью по кредитам. В общей сложности она составляет порядка 4 700 долларов! Оказывается, прошлый хозяин брал кредиты на какие-то дорогие телефоны и займы в брестском отделении банка «Дабрабыт», — утверждает Виктория.
«Купил за $700, а мне продал за $2 000! Ну удружил!»
— Ни доверенность, ни счёт-справку, ни договор купли-продажи кум с бывшим собственником не составлял. Сказал, что всё вышло очень спонтанно. В апреле Виктора из Пружан (предыдущего хозяина) лишили прав за вождение в нетрезвом виде. Тот якобы решил, мол, раз документов нет — зачем тогда машина? Ему срочно нужно было уезжать в Россию, поэтому экстренно и продавал автомобиль. Вот только теперь этот Виктор уже давно недоступен.
По словам Виктории, ей удалось пообщаться с родителями первого владельца Saab. Девушке было сказано, что парень уже давно совершеннолетний и они не хотят решать проблемы сына: «Разбирайтесь сами. Номера его у нас нет: он из России всегда с разных телефонов звонит».
— Как позже выяснилось, кум купил этот седан за 700 долларов, а нам перепродал за $2 000! Удружил, так сказать, своякам, — иронизирует Виктория. — После звонка от судебного исполнителя я, естественно, обратилась к нему. Так он сначала не поверил сказанному, а потом и вовсе перестал поднимать трубку. Остаётся вариант идти в милицию и писать заявление о мошенничестве. Хотя, выходит, что и на кума тоже! Да не хочется — не далёкий человек всё же. Родня...
— Обидно ещё и потому, что этот Saab 9-5 — отличный автомобиль. Коробка — «автомат», 2,8-литровый турбобензин, хороший салон. Правда, после покупки обнаружились проблемы с двигателем, поэтому недавно приобрели контрактный, отдав 700 долларов за него и ещё 1 000 рублей за установку. А сейчас, получается, приедут и заберут нашу классную машинку судебные исполнители, — сокрушается девушка.
Весь ужас положения кобринчанки в том, что, согласно имеющимся документам, она не является владелицей Saab 9-5, поэтому не может оспаривать право собственности через суд.
— На данный момент пойду к судебному исполнителю — он зафиксирует факт наличия этого автомобиля. Единственный вариант, при котором не увезут «Сааб» на штрафстоянку, — это оформить на меня ответственное хранение, но всё равно на машине ездить нельзя. Знакомые говорят, что если заберут, то выставят на продажу через аукцион. И что, мне снова её покупать? Думаю, мой Saab этого не стоит — и так столько денег вложили в него.
Адвокат: «Писать заявление в милицию — обязательно»
На вопрос, как поступать Виктории в сложившихся обстоятельствах, согласился ответить адвокат Геннадий Тарас.
Как VIN «пробивать» и давать ли задаток. Разбираем основные нюансы купли-продажи авто
— В данной ситуации, скорее всего, судом с владельца-должника будет взыскана задолженность по кредиту путём обращения взыскания на автомобиль. То есть машину у покупателя всё-таки заберут. Поэтому писать в правоохранительные органы заявление по факту мошенничества нужно обязательно.
Оформление сделки купли-продажи авто. Как все сделать правильно?
Юрист уточняет, что доказать через суд или установить право собственности на такой автомобиль практически нереально, но можно обратиться в суд к ответчику — продавцу машины — с иском о взыскании денежных средств, переданных за неё.
— Граждане, чтобы не оказаться в подобной ситуации, необходимо письменно заключать договор купли-продажи непосредственно с собственником автомобиля и производить регистрацию договора в органах ГАИ! — напоминает адвокат.