Главным следственным управлением Следственного комитета установлены обстоятельства жуткой аварии, которая унесла жизни 13 человек.
По данным следствия, днем 20 февраля на автодороге Р-69 вблизи города Смолевичи произошло лобовое столкновение гружёного автомобиля МАЗ и маршрутного такси.
В результате ДТП водитель и 12 пассажиров микроавтобуса, из них двое детей, погибли. Тяжелые травмы получили еще 7 человек.
Перед следствием стояла ответственная задача – выяснить, кто является виновником страшной аварии. В ходе кропотливой работы удалось восстановить механизм совершения дорожно-транспортного происшествия. Следователи в кратчайшие сроки тщательно проанализировали большое количество заключений экспертных исследований, а также провели многочисленные следственные действия, результаты которых подтвердили выводы экспертов.
Из материалов уголовного дела следует, что 60-летний водитель большегруза, управляя технически неисправным транспортным средством, выехал на полосу встречного движения, в результате чего и произошло столкновение. Следователи выяснили, что автомобиль МАЗ был загружен песком, сверх норматива, установленного заводом-изготовителем. Именно это и повлекло за собой окончательное разрушение ранее неисправной ходовой части автомобиля (передней правой рессоры) и, как результат, потерю управления транспортным средством. Необходимо отметить, что водитель, при выезде, достоверно знал о неисправности, а именно разрушенном одном рессорном листе.
По результатам расследования водителю МАЗа предъявлено обвинение по ч.3 ст.317 (нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц) Уголовного кодекса Республики Беларусь. К нему применена мера пресечения в виде домашнего ареста.
В ходе расследования тщательно изучены и проанализированы все обстоятельства дорожно-транспортного происшествия, причины, условия, способствовавшие его совершению, и выявлен ряд серьезных нарушений со стороны перевозчиков, а также дорожных служб.
Выявлено отсутствие нормативного регулирования определения классности автобусов, используемых для перевозки пассажиров, что в том числе влияет на необходимость сертификации оборудования транспорта. Установлено, что в маршрутном такси отсутствовали ремни безопасности, а пассажирские сидения не соответствовали категории и классу транспортного средства. Более того на момент аварии в автомобиле находилось на 4 пассажира больше, чем это предусмотрено посадочными местами.
Также выявлены факты недобросовестного исполнения служебных обязанностей сотрудниками автопарка, где работал обвиняемый. Допущенные ими нарушения не позволили своевременно выявить и в день аварии запретить эксплуатацию грузового самосвала с технической неисправностью и, как следствие, это привело к произошедшей катастрофе. В отношении одного из руководителей автопарка ОАО «Минскоблавтотранс» возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 428 (неисполнение должностным лицом своих служебных обязанностей, повлекшее по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия) Уголовного кодекса Республики Беларусь.
Помимо этого, установлено, что из 60 большегрузов, - 42 эксплуатировались без соответствующего разрешения, еще 10 – без договора обязательного страхования.
Кроме того, результаты автодорожной экспертизы показали, что покрытие проезжей части в месте аварии не соответствует требованиям.
В ходе расследования уголовного дела внесены представления в различные государственные органы и организации, которым указано на устранение выявленных недостатков. В настоящее время принимаются меры по привлечению к ответственности всех лиц, чья недобросовестность и небрежность по исполнению служебных обязанностей способствовали трагедии.