Загрузить до отказа, ничего не потерять и не попасть на штраф. Советы и напоминания

05.06.2022 23:45
Транспорт

Лето – время дачных поездок и путешествий. И пора семейных грузоперевозок, когда каким бы большим ни был багажник, его все равно оказывается мало. Дадим пару советов по загрузке автомобиля и напомним о вещах, которые важны с точки зрения ПДД и безопасности.

Загрузить до отказа, ничего не потерять и не попасть на штраф. Советы и напоминания

Общие принципы

Лучше всего, когда вы точно представляете "масштабы бедствия", то есть количество и объем вещей, которые собираетесь взять на борт. Самым наглядным здесь будет расположение всего груза рядом с автомобилем. Так вы сможете видеть, сколько у вас крупных, а сколько мелких сумок, рюкзаков и прочих предметов, – проще определить порядок загрузки.

Загрузить до отказа, ничего не потерять и не попасть на штраф. Советы и напоминания

Первыми размещаются наиболее объемные и тяжелые, но, конечно же, не хрупкие вещи. Их стоит располагать как можно ниже, желательно по центру, но тут еще важно рационально использовать имеющееся пространство. В любом случае самое "сложное" идет сначала.

Далее начинается работа для тех, кто был наиболее уcпешен в "тетрисе": заполнить все оставшееся пространство подходящими по размеру и форме предметами так, чтобы избежать пустых мест. Вроде бы и просто, но лишь когда груз как раз под имеющийся объем багажника/салона. Загвоздка в том, что вещей обычно больше, их форма и размеры не всегда подходят удачно. Так что все оставшиеся свободные места забиваются мягкими или легко деформируемыми, но не ломающимися (!) предметами.

Загрузить до отказа, ничего не потерять и не попасть на штраф. Советы и напоминания

При определении порядка размещения вещей не забываем про те, которые могут понадобиться во время поездки или сразу по приезде: питье, "перекус", верхняя одежда. Их можно поместить в отдельную сумку (пакет, рюкзак), расположить на поверхности или держать при себе в салоне.

Как обходиться с мелочовкой

Напомним, что многие современные автомобили в подполье багажника имеют просторные органайзеры, куда может поместиться немало вещей (кстати, туда можно складывать как раз все хрупкое и "нежное").

Некоторые кроссоверы, компактвэны и даже хэтчбеки имеют возможность регулировки задних сидений по углу наклона спинки, а то и положения подушки в продольном направлении. Если чуть-чуть не хватает места для груза, не забывайте про эти возможности.

Если едете без задних пассажиров, то, конечно, завалите весь диван (или сложите спинки), займете место в области ног. Но при этом можете забыть про небольшие пространства под передними креслами, а туда тоже может поместиться какое-то количество вещей. Кстати, летом туда можно отправлять продукты питания: если там есть воздуховоды, то при включении кондиционера получите своего рода холодильник.

Выше полки

Загрузить до отказа, ничего не потерять и не попасть на штраф. Советы и напоминания

При загрузке багажника владельцам седанов придется учитывать, что, возможно, часть полезного пространства "съедают" петли крышки. А вот если кузов двух- или однообъемный, то грузить можно не только до полки, но и до потолка. Кстати, сама по себе полка хоть и не занимает много места, но может мешать вашему "тетрису", поэтому, возможно, ее вообще лучше оставить дома. Впрочем, она может и пригодиться, но об этом ниже.

При загрузке "под крышу" стоит учитывать несколько моментов. Первый и самый важный: размещенные в салоне и ничем не закрепленные вещи при резком торможении или внезапной остановке в момент аварии могут срываться со своих мест и наносить травмы находящимся внутри людям. Поэтому как минимум не стоит размещать сверху ничего тяжелого. Собственно любой твердый предмет, который весит более 300-500 граммов, может быть опасен.

Загрузить до отказа, ничего не потерять и не попасть на штраф. Советы и напоминания

Вы снизите риски, если сможете закрепить верхние вещи при помощи стяжных ремней и резинок. В некоторых универсалах имеются специальные сетки или решетки позади задних кресел. Можно попробовать использовать в таком же качестве опционные сетки для крепления груза. Альтернатива – установленная вертикально позади задних подголовников полка багажника.

Еще один совет: если заполняете таким образом багажник, лучше "верхние" вещи загружать через салон и точно так же разгружать их на месте. Иначе при открытии крышки багажника вас будет ждать неприятный сюрприз.

Разборка поможет

Складные велосипеды и коляски практичнее обычных. Но, как правило, даже в транспортировочном состоянии они могут занимать немало места. При этом небольшая дополнительная разборка может принципиально упростить их размещение в багажнике или салоне автомобиля.

Загрузить до отказа, ничего не потерять и не попасть на штраф. Советы и напоминания

Взять тот же велосипед, даже не складной, а обычный. Потратив 5-10 минут и сняв не только колеса, но также щитки и педали, вынув седло и свернув руль, вы значительно сократите его размеры по длине и ширине. Точно так же частичная разборка других крупных предметов может здорово уменьшить их габариты. Если же нет, не забываем про возможности самого автомобиля – складывающиеся сиденья, лючок для длинномеров, подъемное окно в крышке багажника и т.д.

Перевозка габаритных грузов

Эту ситуацию стоит рассматривать отдельно, поскольку здесь свои нюансы. Для начала стоит сопоставить размеры груза с проемом багажника или проемами дверей, если вы планируете "втискивать" свой груз через них. Это важный момент: иногда проблема становится очевидной, когда тяжеленный комод уже рядом с машиной, и тут выясняется, что внутрь он никак не проходит, хотя вроде бы там помещается. В общем, перефразируя известную поговорку, семь раз отмерь, один – грузи.

Далее стоит представлять, сколько места предлагают багажник и салон, и здесь тоже лучше полагаться на рулетку, а не на ощущения, чтобы не было "сюрпризов". При перевозке длинномеров помним о том, что можно не только складывать спинку заднего дивана, но и что-то сделать с передним пассажирским креслом – откинуть назад или вперед его спинку. Также можно располагать такой груз по диагонали, а фрагмент, который не помещается, выставлять наружу через багажник или одно из боковых окон (с обозначением "негабарита" с учетом требований ПДД). Однажды автору этих строк вообще пришлось отправлять часть длинномера в бардачок, благо тот был очень глубоким, и это действительно здорово помогло.

При перевозке больших и тяжелых вещей стоит помнить о том, что они могут повредить обивку или отделку салона и багажника, выдавить стекла или просто испачкать автомобиль изнутри. Об этом стоит подумать заранее, чтобы позаботиться о подходящей подстилке, продумать вопрос защиты боковых поверхностей и элементов отделки. И конечно, при любой возможности следует закрепить груз, чтобы предотвратить его перемещение по автомобилю во время поездки.

А если на крыше?

Еще одна специфическая тема – перевозка вещей на крыше. Применительно к сегодняшней теме просто напомним, что при перевозке грузов на крыше важно использовать исправные крепления и оборудование (держатели, боксы) и не превышать нагрузку. Также необходимо учитывать изменившиеся габариты и дополнительный вес при управлении автомобилем (подробнее об этом чуть ниже).

С точки зрения ПДД

Перевозке грузов в ПДД посвящена отдельная глава. В ней, в частности, говорится о том, что "масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величины, установленные организацией (заводом)-изготовителем" (п.182), а "перед началом движения и в пути следования водитель обязан при наличии объективной возможности контролировать размещение, крепление и состояние груза во избежание его смещения и падения" (п.183).

Загрузить до отказа, ничего не потерять и не попасть на штраф. Советы и напоминания

Важно помнить о том, что перевозка груза запрещается, если он "создает угрозу безопасности дорожного движения", "ограничивает водителю обзорность дороги", "затрудняет управление транспортным средством, нарушает его устойчивость", "закрывает внешние световые приборы и световозвращатели, регистрационные, временные номерные и опознавательные знаки транспортных средств, а также препятствует восприятию сигналов, подаваемых рукой при неисправных (отсутствующих) световых указателях поворотов", "создает шум, пылит, загрязняет дорогу и окружающую среду" (п.184).

Также в соответствии с п.185 ПДД "груз, выступающий за габариты транспортного средства спереди или сзади более чем на 1 метр или сбоку более чем на 0,4 метра от внешнего края габаритного огня, должен быть обозначен опознавательными знаками "Крупногабаритный груз", а в темное время суток и (или) при недостаточной видимости дороги, кроме того, спереди – фонарем, излучающим белый свет, сзади – фонарем, излучающим красный свет".

Загрузили? Поехали!

Тяжелый груз увеличивает общую массу автомобиля и изменяет центр его масс. В результате становится хуже как разгонная, так и тормозная динамика, изменяется характер управляемости, могут увеличиваться крены в поворотах и т.д. Все это следует учитывать при выборе скорости, дистанции и выполнении маневров. На плохих дорогах и искусственных неровностях стоит еще больше снижать скорость: загруженная подвеска имеет меньший ход на сжатие и хуже держит удар.

Напомним, что при полной загрузке, как правило, необходимо увеличивать давление в шинах (информационные таблички размещаются на крышке лючка бензобака или в проеме водительской двери). Также не забываем, что изменяется и положение кузова относительно дороги, а значит, если корректор фар ручной, его нужно выставить в необходимое значение (можно найти в руководстве по эксплуатации). Ну а после поездки не забудьте вернуть все настройки обратно.