Белорус приобрёл китайские шины на BMW X5: «На скорости выше 95 км/ч трясётся весь автомобиль!»

21.06.2024 12:21
Транспорт

Спор вокруг китайских шин разгорелся между автовладельцем из Минска и крупным белорусским продавцом. Клиент убеждён: ему продали некачественный товар! С заключениями экспертизы, проведённой организацией, мужчина не согласен, объясняя это тем, что по ГОСТу в Беларуси нет нормативных значений допустимой величины радиального биения для шин его типоразмера — 275/40 R20 и 315/35 R20.

Фото
Фото носит иллюстративный характер, из открытых источников

О подробностях этого инцидента, а также о том, какие права есть у покупателя в таком случае, рассказываем в материале av.by.

В марте нынешнего года минчанин Андрей приобрёл для своего автомобиля летние покрышки в крупной шинной сети. Свой выбор автовладелец остановил на китайском производителе Austone. За четыре колеса R20 белорус заплатил 1 075 рублей.

Фото

Однако уже через два месяца активной эксплуатации Андрей засомневался в качестве приобретённого товара:

— При езде со скоростью выше 95 км/ч начинало трясти не просто руль, а весь автомобиль! — рассказывает владелец BMW X5 (Е70).

Тогда мужчина обратился к продавцу с жалобой.

Фото

— Они сами стали балансировать колёса, но не смогли этого сделать. Затем посоветовали проверить диски... Я заехал на ближайший шиномонтаж — с ними оказалось всё в порядке. Только деньги впустую потратил! — сетует мужчина и добавляет, что за все услуги на станции пришлось заплатить почти 300 рублей.

Фото

Позже в компании приняли шины на рекламацию и в рамках внутренней экспертизы провели их исследование на значение величины радиального биения. Оно проверялось на балансировочном станке в соответствии с методикой ГОСТа — именно эта информация указана в заключении осуществлённой экспертизы.

Фото

«В связи с отсутствием нормативных значений допустимой величины радиального биения для шин с посадочным диаметром свыше 16 дюймов принимаем за нормативное значение, согласно п. 5.1.9 ГОСТ 4754-97, значение для радиальных шин с посадочным диаметром 15—16 дюймов», — также указано в официальном документе.

Фото

В таком случае радиальное биение должно составлять не более 1,5 мм. «После монтажа шины № 1 на эталонный обод было измерено радиальное биение. Максимальное значение величины составило 0,23. После монтажа шины № 2 на эталонный обод было измерено радиальное биение. Максимальное значение величины составило 0,53 мм».

Фото

Однако автовладелец убеждён: шины — некачественные! А отсутствие нормативных значений допустимой величины радиального биения для шин с посадочным диаметром выше 16 дюймов позволяет продавцу делать такие заключения.

— Не гарантия, а филькина грамота! — возмущённо говорит мужчина.

Фото

— Шины на гарантии, но отбалансировать их не представляется возможным, поскольку колёса — кривые. И это мне подтвердили на нескольких станциях! В том числе проверяли и на шиномонтажном стенде Hunter. Результат — чрезмерная силовая неоднородность, из-за чего шина непригодна к дальнейшей эксплуатации! — говорит Андрей.

Фото

В экспертной коллегии, куда обращался минчанин, подтвердили: это уже не первое обращение по поводу шин, приобретённых в данной компании, но по причине отсутствия нужного норматива экспертиза ничего не решит.

— Выход у меня только один — добиваться справедливости через суд!

СООО «Автосеть»: «Станки Hunter и чрезмерная силовая неоднородность — субъективное мнение клиента»

Разумеется, журналисты av.by обратились за официальным комментарием в СООО «Автосеть». Там подтвердили, что данный гражданин действительно в марте приобрёл у них шины Austone, а уже в мае обратился с жалобой на качество продукции. Далее публикуем ответ полностью:

Фото
Фото носит иллюстративный характер, из открытых источников

— Шины были сданы на рекламацию с жалобой: «Биение в руль, вибрация по кузову на скорости от 95 км/ч и выше».

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей» товар был принят на рекламацию (проверку качества). Рекламация была рассмотрена, по её результатам клиенту было предоставлено заключение на приобретённый (сданный на рекламацию) товар.

На данный момент в РБ нет нормативных документов, определяющих предельно допустимую величину радиального биения шин с посадочным диаметром свыше 16″. СООО «Автосеть» с целью определения действительной величины радиального биения шин проводит измерение биения, и полученный результат сравнивается с имеющимся (15—16″ — не более 1,5 мм). Все измерения проводятся по методике и с оборудованием согласно ГОСТ 4754-97.

Фото
Фото носит иллюстративный характер, из открытых источников

— В обязательном порядке все измерения проводятся с фото- и видеофиксацией, ссылки на видеоролики (предварительно загруженные на YouTube) включаются в заключение для клиента и хранятся на платформе YouTube для просмотра.

Станки Hunter и понятие «чрезмерная силовая неоднородность» — это субъективное мнение клиента. Непонятно, что берётся в данном случае за эталонное значение при проведении каких-либо замеров и сравнении с полученным результатом.

Фото

Представитель компании прикрепил письма Госстандарта «О радиальном и торцевом (боковом) биении» и «О требованиях к шинам, находящимся в эксплуатации», а также паспорт поверки индикатора часового типа ИЧ-10, используемого для проведения измерений.

Юрист: «Шины, которые непригодны к эксплуатации, подлежат возврату продавцу»

Юрист Иван Райкевич подробно рассказал, что необходимо делать, если, по мнению покупателя, он приобрёл некачественный товар.

Фото

— Согласно п. 11 ст. 20 Закона «О защите прав потребителей» продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя, а в случае необходимости — провести проверку качества товара, в том числе с привлечением ремонтной организации.

При возникновении между потребителем и продавцом спора о наличии недостатков товара и причинах их возникновения продавец обязан провести экспертизу товара за свой счёт в порядке, установленном правительством Республики Беларусь. О месте и времени проведения экспертизы потребитель должен быть извещён в письменной форме.

Стоимость экспертизы оплачивается продавцом. Если в результате проведённой экспертизы товара установлено, что недостатки товара отсутствуют или возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения им установленных правил использования, хранения, транспортировки товара или действий третьих лиц либо непреодолимой силы, потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю, поставщику, представителю) расходы на проведение экспертизы, а также связанные с её проведением расходы на транспортировку товара.

Фото

— Потребитель вправе принять участие в проведении проверки качества и экспертизы товара лично или через своего представителя, оспорить заключение экспертизы товара в судебном порядке, а также при возникновении между потребителем и продавцом (изготовителем, поставщиком, представителем) спора о наличии недостатков товара и причинах их возникновения провести экспертизу товара за свой счёт.

Иными словами, потребителю стоит обратиться к продавцу, а если тот откажет в возврате денег за шину, которую невозможно отбалансировать, следует обратиться в суд за защитой своих прав и законных интересов. Сделать это можно самостоятельно, через общественное объединение по защите прав потребителей либо через местный исполнительный комитет.

Фото

— Если на автомобиле с подобными шинами ездить просто небезопасно, ссылка со стороны продавца на то, что в Республике Беларусь якобы нет нормативных документов, которые определяют предельно допустимую величину радиального биения шин с посадочным диаметром свыше 16, и убеждение, что потому их можно продавать и нет оснований для возврата, на мой взгляд, несостоятельны.

Так, Закон «О защите прав потребителей» определяет понятие качества товара как совокупность свойств и характеристик товара (работы, услуги), определяющих соответствие товара (работы, услуги) установленным и (или) обычно предъявляемым к товару (работе, услуге) такого рода требованиям (безопасность, функциональная пригодность, эксплуатационные характеристики, надёжность, экономические, информационные и эстетические требования и др.).

Фото

— Более того, п. 3 ст. 11 этого же закона говорит о том, что при отсутствии в законодательстве, технических регламентах Таможенного союза, технических регламентах Евразийского экономического союза и (или) договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (результат работы, услуга) такого рода обычно используется.

Фото

— Таким образом, шины, которые непригодны к эксплуатации, которые невозможно отбалансировать, которые создают вибрацию при движении и негативно влияют на безопасность дорожного движения, предлагать к реализации недопустимо, а в случае выявления подобного дефекта шины подлежат возврату продавцу.

Фото: из открытых источников, личный архив героя, архив av.by